Для многих автомобилистов уже знакома аббревиатура DSG. Для тех же кто не знает, вот расшифровка — преселективная коробка передач. Но так как это слишком сложно и непонятно в кругу водителей её называют роботизированной.
DSG позволяет быстро переключать передачи за счёт использования двух сцеплений. Это не просто эффективно, но ещё и удобно. Результат весьма предсказуем — автомобиль разгоняется намного быстрее.
По факту DSG — это та же МКПП, в которой за переключение передач отвечает умная система. Роботизированная коробка передач одна из самых продвинутых систем, в которой переключение может осуществлять как человек, так и робот.
Принцип работы DSG
Для начала рассмотрим процесс переключения передач в обычной МКПП: диск сцепления отсоединяется от маховика, в результате чего включается нужная передача. При этом крутящий момент не передаётся с двигателя на коробку. Из-за этого автомобиль немного теряет в динамике.
DSG позволяет свести пазы при переключении передач до минимума. Подобного эффекта удалось добиться за счёт использования двух сцеплений: одно отвечает за нечётные передачи, второе за чётные.
Как только машина трогается с места, маховик прижимается к диску нечётного ряда. В это же время диск чётного ряда разомкнут. Время, когда нужно переключиться на вторую передачу определяет именно компьютер. Пока работает чётный ряд — нечётный готовится к переключению.
Подробно о DSG
Мокрое и сухое сцепление
Коробки передач DSG выпускаются в двух вариациях — с шестью и семью передачами. Там, где шесть передач работает мокрое сцепление. Все механизмы находятся в масле. Оно оказывает два эффекта — смазывает детали и создаёт дополнительный охлаждающий эффект.
Мокрая коробка передач DSG 6 устанавливается на мощные автомобили с большим крутящим моментом. Масло эффективно смазывает все запчасти, обеспечивая тем самым их стабильную работу даже при максимальных нагрузках.
Сухое сцепление не означает полное отсутствие масла. Оно там есть, но в значительно меньшем количестве. Неудивительно, что 7-ступенчатые коробки передач устанавливают на машины В- и С-класса.
Главным плюсом коробок передач DSG 7 является их экономичность. Несмотря на то что они не способны обеспечить работу по-настоящему мощного двигателя — это оптимальный вариант для машин эконом класса.
К сожалению, несмотря на минимальный расход топлива, коробка передач DSG 7 имеет небольшой ресурс работы. Поэтому по статистике они ломаются гораздо чаще, чем системы с сухим сцеплением.
Достоинства и недостатки DSG
Каждая система имеет свои достоинства и недостатки. Чтобы понять, нужна ли вам коробка передач DSG, необходимо подробно разобрать в её плюсах и минусах, к первым можно причислить:
Высокая надёжность DSG, большой срок эксплуатации в сравнении с вариатором и даже механикой.
- В сравнении с коробкой автоматом DSG требует в два раза меньше масла.
- Высокая ремонтопригодность. Уникальность конструкция позволяет в кратчайшие сроки восстанавливать даже сложные поломки.
- Срок эксплуатации сцепления в такой коробке передач на 30—40 процентов большем, у любой другой.
- Присутствует ручной режим работы. Если его активировать, то DSG можно будет управлять практически как обычной механикой.
- Высокая экономичность. Несмотря на полную автоматичность, расход топлива такой же, как и в механической коробке передач.
Как видите, список достоинств у роботизированной коробки передач DSG более чем внушительный. мировые автомобильные эксперты в один голос утверждают, что в ближайшие несколько лет на 25 процентах всех выпущенных машин будут стоять именно такие системы.
Наряду со значимыми достоинствами коробка DSG также имеет и некоторые недостатки:
- Отсутствие возможности программирования. Некоторые модели коробок передач DSG не имеют возможности замены прошивки. Как результат поменять спецификации КПП можно только с заменой блока управления, а это крайне недешёвое удовольствие.
- Рывки при переключении. Такая проблема иногда встречается в машинах с коробкой передач DSG. Обычно чтобы избавиться от этого дефекта нужно перепрошить систему.
- Неподготовленному водителю сразу тяжело приноровиться к динамике работы данной системы.
Как видите, ни один из этих недостатков не является критичным. К примеру, для того чтобы выработать привычку к вождению, нужно несколько часов поездить по автобану, приноравливаясь к динамике работы КПП.
Отличия DSG от автомата и вариатора
Самой первой в машинах начали устанавливать механическую коробку передач. Позже ей на смену пришла автоматическая система, позволяющая забыть про переключение буквой «Г». Наконец, конечным витком эволюции стала коробка передач DSG.
Первая автоматическая коробка передач появилась в 50-х годах прошлого века. Плавное переключение без рывков пришлось по вкусу множеству водителей. Собственно эта черта и является её главным преимуществом в сравнении с DSG.
При переключении передач в автоматической коробке передач поток мощности между двигателем и колёсами не разделяется. Именно этим объясняется та плавностью, которую чувствует водитель при переходе на другую передачу.
Но не всё так идеально, автоматическая коробка передач имеет один существенный минус, а именно, большой вес. Ещё одним весомым недостатком является низкая эффективность работы в сравнении с обычной механикой.
Конструкция автоматической коробки передач обладает изрядной громоздкостью. Вес увеличивается из-за замены шестерней на планетарные передачи. Также в конструкции присутствует гидравлическая система. Вместо сцепления — гидротрансформатор. Естественно, система DSG лишне всего этого. Как результат — меньший вес.
Конструкция вариаторов интересна тем, что в отличие от той же DSG, здесь вовсе нет передач. Набор скорости происходит за счёт клиноременной системы. Она состоит из двух шкивов. Один соединяется с двигателем, другой подсоединяется к трансмиссии.
Всю конструкцию в действие приводит ремень или цепь. Сейчас чаще всего используют именно первый вариант из-за его дешевизны. Хотя есть ряд компаний, которые отдают предпочтение более долгому сроку службы с цепью в системе.
Выбирая себе трансмиссию, вы в первую очередь должны определиться для чего вам нужен автомобиль. Если вам приходится подолгу стоять в пробках. И единственное для чего вам нужна машина — это доехать от дома к работе. Ваш выбор — однозначно автомат. Для стояния в пробках также идеально подойдёт вариатор.
В свою очередь, DSG является идеальным симбиозом механики и автоматической системы управления. С ней вы можете легко ездить за городом по пересечённой местности и без каких-либо сложностей стоять в пробках.
Учимся ездить на коробке DSG
Как уже было сказано выше многим водителям не удаётся сразу привыкнуть к езде с коробкой передач DSG. Для начала, вы должны осознать, что такая машина ездит совсем не так, как на коробке автомате. Поэтому лучшим вариантом при наборе скорости будет сброс оборотов перед самим переключением. Также вам стоит следовать таким рекомендациям:
- Не нажимайте на педаль резко. Некоторые коробки передач DSG слишком чувствительны. Как результат система автоматически переключается на найтраль.
- Старайтесь, чтобы при переключении передач не было резких толчков. Для этого разгоняйте авто максимально плавно.
- Если вам приходится въезжать на высокую гору, переключитесь на ручное управление. Данная мера предосторожности позволит избежать циклического переключения.
- Не стоит слишком долго поддерживать однообразно медленный темп движения. Это приведёт к перегреву сцепления.
Эти простые правила позволят вам намного быстрее приноровиться к управлению коробкой передач DSG. Как видите, в этом нет ничего особо сложного. Но несколько часов на переучивание потратить всё же придётся.
Когда вы движетесь в пробке, не стоит слишком быстро переключаться с первой на вторую. Дело в том, что как только включается вторая передача, на несколько секунд необходимость в движении отпадает. Робот понимает это как необходимость опуститься на одну позицию, что вскоре и происходит.
В результате такой работы сцепление изнашивается в несколько раз быстрее. Лучшим вариантом при езде в пробке является режим Tiptronic. Он позволяет уберечь систему DSG от преждевременного износа.
Мифы о DSG
Среди автовладельцев бытует мнение, что система DSG часто выходит из строя. Тем не менее, если верить исключительно фактам и мнению автомобильных экспертов, истина крайне далека от этого мифа.
Но перейдём к фактам. Известный во всём мире автомобильный концерн Volkswagen ставит на свои машины именно системы DSG. Вряд ли немецкий бренд, известный качеством своих автомобилей, устанавливал бы заведомо ненадёжные детали.
Второй наиболее распространённый миф о DSG — это сбои в работе. Стоит признать, что такие случаи действительно существуют. Но в своём большинстве они связаны с неверной эксплуатацией. К сбоям могут привести такие действия со стороны водителя:
- пробуксовка,
- неиспользование ручного тормоза во время парковки,
- езда в режиме D при спуске.
Старайтесь избегать этих трёх ошибок в эксплуатации и ваша машина с системой DSG будет долго служить вам.
Отзывы о DSG
Виталий, Skoda Octavia
У меня Шкода 2009 года выпуска, езжу на ней уже больше пяти лет и никогда не испытывал проблем с DSG. Сейчас у меня пробег больше 145 тысяч километров. По совету заменил цепь на 110 тысячах, сцепление, кстати, поменяли по гарантии на 96 000. Динамика машинки невероятная. Мои 1,8 литра ничем не уступают 3-литровым аналогам с АКПП. Расход бензина также радует. Единственный недостаток — сгорели светодиоды, на 80 000, но это мелочи.
Сергей, Volkswagen Scirocco R
У меня стоит DSG 6 с шестью ступенями. Машина просто зверь, при таком объёме двигателя динамика фантастическая. Расход, конечно, великоват в сравнении с «сухой» системой, но удовольствие от вождения того стоит.
Итоги
Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что DSG обладает массой преимуществ, которые делают эту систему достойным конкурентом хорошо известной среди водителей механики. Даже плавный автомат проигрывает на фоне умного блока управления. Если вы хотите машину, которая будет отлично себя показывать как в городе, так и на пересечённой местности, в ней должна быть роботизированная КПП.