2.4. Четырехцилиндровый бензиновый двигатель
2.4.1. Зубчатый ремень
Натяжение зубчатого ремня в четырехцилиндровых бензиновых двигателях осуществляетсяроликом автоматического механизма натяжения, который поддерживает оптимальноенатяжение ремня, в результате чего увеличивается срок службы и плавность ходазубчатого ремня.
Предупреждение На двигателях с различными кодами устанавливаются различные ролики автоматического механизма натяжения зубчатого ремня.
Снятие Совмещение установочных меток Снятие зубчатого ремня производится на двигателе, температура которого должнабыть более 30° С. При необходимости прогрейте двигатель.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите вспомогательный клиновой ремень. | 2. Вывинтите механизм натяжения поликлинового вспомогательного приводного ремня. | 3. Снимите верхний кожух зубчатого ремня. | 4. Если зубчатый ремень будет устанавливаться повторно, используя маркер или краску, отметьте направление вращения зубчатого ремня. Если смотреть с передней части двигателя, шкивы двигателя вращаются по часовой стрелке. | 5. Проверните двигатель таким образом, чтобы поршень первого цилиндра установился в верхней мертвой точке. Провернуть коленчатый вал двигателя можно следующими способами: – поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите на подставках. Включите пятую передачу и затяните ручной тормоз. Удерживая одно переднее колесо от проворачивания, вручную проверните второе переднее колесо. При этом коленчатый вал двигателя будет проворачиваться; – установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке, затем включите пятую передачу и вручную передвигайте автомобиль вперед или назад; – установите коробку передач в нейтральное положение и затяните ручной тормоз. Используя гаечный ключ, за болт крепления шкива коленчатого вала проверните коленчатый вал двигателя. Предупреждение Не проворачивайте коленчатый вал двигателя за болт крепления шкива распределительного вала, так как в этом случае нагрузка на зубчатый ремень максимальная. | 6. Проверните коленчатый вал двигателя до тех пор, пока метка на шкиве распределительного вала не совместится с указателем ВМТ на крышке головки блока цилиндров (см. рис. Совмещение установочных меток. Проверьте, что метка на шкиве коленчатого вала совместилась с указателем на нижнем кожухе зубчатого ремня. При совмещении меток с указателями поршень первого цилиндра находится в ВМТ в такте сжатия. | |
Двигатель ADP Совмещение установочной метки шкива распределительного вала с указателеми меток на шкивах коленчатого и промежуточного валов на двигателе ADP при установкепоршня первого цилиндра в ВМТ На двигателе ADP установлен распределитель зажигания с приводом от промежуточноговала. Если метка на шкиве распределительного вала совмещена с указателем, то меткина шкивах коленчатого и промежуточного валов должны совместиться.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1. Удерживая от проворачивания шкив коленчатого вала, отвинтите четыре болта, крепящие шкив к коленчатому валу. Снимите шкив коленчатого вала. | | 2. Отвинтите винты и снимите нижний кожух зубчатого ремня. | |
Двигатели AEB, ADP ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| Ослабьте болт крепления натяжного рлика зубчатого ремня. | |
Двигатель AHL ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Ослабьте гайку крепления натяжного ролика зубчатого ремня. | |
Двигатель ADR Натяжной ролик зубчатого ремня на двигателе ADR | 1 – натяжной ролик, 2 – отверстие в корпусе поршня, 3 – болт |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Используя 8-миллиметровый шестигранник, медленно поверните против часовой стрелки натяжной ролик зубчатого ремня до совмещения отверстий (2) в поршне и корпусе (см. рис. Натяжной ролик зубчатого ремня на двигателе ADR). Вставьте в совмещенное отверстие стальной стержень или хвостовик сверла соответствующего диаметра. Предупреждение В работе элемента натяжения зубчатого ремня используется принцип гидравлического успокоителя и его можно сжимать только при температуре, превышающей 30° С. Не отвинчивайте болт (3), см. рис. Натяжной ролик зубчатого ремня на двигателе ADR. | 2. Снимите зубчатый ремень со шкивов двигателя. Предупреждение Не перегибайте резко зубчатый ремень, так как в процессе эксплуатации зубчатый ремень в месте резкого перегиба может разорваться, что приведет к повреждению двигателя. После снятия зубчатого ремня не изменяйте положение шкивов зубчатого ремня. Если после снятия зубчатого ремня провернуть коленчатый вал двигателя, произойдет соударение поршней с клапанами, в результате чего они будут повреждены и потребуется серьезный ремонт двигателя. Отметьте положение шкива коленчатого вала, для чего краской нанесите метки на шкиве и блоке цилиндров двигателя. При необходимости можно проворачивать коленчатый вал двигателя на 90° по часовой или против часовой стрелки. Проверьте зубчатый ремень на износ, расслоение или замасливание. Если на зубчатом ремне имеются следы масла, перед установкой нового ремня найдите источник утечки масла и устраните его. | |
Осмотр
Предупреждение Не перекручивайте и не перегибайте зубчатый ремень.
Исключите попадание на зубчатый ремень масла, охлаждающей жидкости или топлива.
| Если произошло выкрашивание зубьев зубчатого ремня, возможно, заклинены распределитель зажигания, водяной насос, масляный насос или распределительный вал. |
Предупреждение Если произошел разрыв зубчатого ремня на работающем двигателе, возможно, что произошло соударение поршней о клапана, в результате чего клапана могут быть погнуты. Проверьте зазоры клапанов. На погнутых клапанах клапанные зазоры будут значительно больше требуемых.
| Если имеется значительный износ, трещины или расслоение на наружной поверхности зубчатого ремня, проверьте состояние беговых дорожек холостых шкивов. |
| Износ одной стороны ремня указывает на несоосность шкивов зубчатого ремня. Проверьте направляющую зубчатого ремня и выравнивание шкивов зубчатого ремня. |
При наличии любых дефектов на зубчатом ремне его необходимо заменить. Периодическаязамена зубчатого ремня должна производиться через 100 000 км пробега автомобиля.
Установка
Предупреждение Установку и натяжение зубчатого ремня производите на холодном двигателе.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите зубчатый ремень на шкивы коленчатого и промежуточного валов. Предупреждение При повторной установке зубчатого ремня установите его таким образом, чтобы стрелка на ремне, нанесенная перед снятием ремня, совпадала с направлением вращения шкивов двигателя. Если после установки зубчатый ремень будет вращаться в противоположную сторону, возможно, возникновение трещин на ремне и поломка двигателя. | 2. Установите на место и закрепите болтами нижний кожух зубчатого ремня. | 3. Установите ременной шкив коленчатого вала и закрепите его болтами, затянув их моментом 25 Нм. Имейте в виду, что шкив устанавливается только в одном положении. | 4. Проверьте, что метки шкивов распределительного и коленчатого валов совмещены с указателями. | 5. Наденьте зубчатый ремень на шкив распределительного вала. | |
Двигатели AEB, ADP Элементы натяжения зубчатого ремня на двигателях АЕВ,ADP | А – держатель, В – гаечный ключ 1 – плечо держателя, 2 – поршень, 3 – гаечный ключ, установленный на винт |
Контрольные размеры для проверки правильности натяжения зубчатого ремня на двигателях АЕВ, ADP, ADR
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Используя гаечный ключ (В) или специальный ключ HAZET 2587 поверните по часовой стрелке держатель (А) натяжного ролика зубчатого ремня так, чтобы поршень (1) вышел до упора, а поршень (2) поднялся на 1 мм над корпусом. Удерживая в этом положении натяжной ролик зубчатого ремня, затяните винт (3) моментом 25 Нм, см. рис. Элементы натяжения зубчатого ремня на двигателях АЕВ, ADP. | 2. Проверните коленчатый вал двигателя на 2 полных оборота по часовой стрелке и проверьте, что метки на шкивах коленчатого и распределительного валов совместились с указателями. | 3. Проверьте расположение элементов механизма натяжения зубчатого ремня. Размер А должен совместиться с верхней кромкой поршня. Размер D должен находиться в пределах 25–29 мм (см. рис. Контрольные размеры для проверки правильности натяжения зубчатого ремня на двигателях АЕВ, ADP, ADR). В этом случае натяжение зубчатого ремня правильно отрегулировано. Если верхняя кромка поршня находится в пределах размера B или С, необходимо произвести повторную регулировку натяжения зубчатого ремня, а также проверить состояние зубчатого ремня и натяжного ролика. Если верхний торец поршня располагается в области В или размер D более 29 мм, необходимо отрегулировать положение натяжного ролика зубчатого ремня. Если верхний торец поршня располагается в области С, необходимо повторно отрегулировать положение натяжного ролика зубчатого ремня, а также проверить состояние зубчатого ремня вместе с натяжным роликом. При необходимости установите новый зубчатый ремень и натяжной ролик. | |
Двигатель ADR ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Используя 8-миллиметровый шестигранный ключ, поверните натяжной ролик зубчатого ремня против часовой стрелки и извлеките из отверстия поршня стальной стержень или сверло. Освободите натяжной ролик и снимите шестигранный ключ. Не вращайте болт (3), см. рис. Натяжной ролик зубчатого ремня на двигателе ADR. | 2. Проверните коленчатый вал двигателя на 2 полных оборота по часовой стрелке и проверьте, что метки на шкивах коленчатого и распределительного валов совместились с указателями. | 3. Проверьте расположение элементов механизма натяжения зубчатого ремня. Размер А должен совместиться с верхней кромкой поршня. Размер D должен находиться в пределах 25–29 мм (см. рис. Контрольные размеры для проверки правильности натяжения зубчатого ремня на двигателях АЕВ, ADP, ADR). В этом случае натяжение зубчатого ремня правильно отрегулировано. Если верхняя кромка поршня находится в пределах размера B или С, необходимо произвести повторную регулировку натяжения зубчатого ремня, а также проверить состояние зубчатого ремня и натяжного ролика. Если верхний торец поршня располагается в области В или размер D более 29 мм, необходимо отрегулировать положение натяжного ролика зубчатого ремня. Если верхний торец поршня располагается в области С, необходимо повторно отрегулировать положение натяжного ролика зубчатого ремня, а также проверить состояние зубчатого ремня вместе с натяжным роликом. При необходимости установите новый зубчатый ремень и натяжной ролик. | |
Двигатель AHL Использование гаечного ключа для вращения натяжного ролика зубчатого ремня на эксцентрике на двигателе AHL
| 1 – установочная метка, 2 – указатель |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Двигатель AHL. Используя гаечный ключ или специальный ключ, HAZET пять раз поверните в обе стороны от упора до упора натяжной ролик зубчатого ремня на эксцентрике, см. рис. Использование гаечного ключа для вращения натяжного ролика зубчатого ремня на эксцентрике на двигателе AHL. | 2. Гаечным ключом поверните натяжной ролик против часовой стрелки до упора, при этом натяжение зубчатого ремня будет максимальным. | 3. Отпустив гаечный ключ, ослабьте натяжение зубчатого ремня и проверьте, что указатель совместился с установочной меткой (см. рис. Использование гаечного ключа для вращения натяжного ролика зубчатого ремня на эксцентрике на двигателе AHL). В этом положении затяните гайку крепления натяжного ролика моментом 20 Нм. | 4. За болт крепления шкива коленчатого вала проверните коленчатый вал двигателя по часовой стрелке на два полных оборота и проверьте, что все установочные метки совместились с указателями. Проверьте, что установочная метка механизма натяжения зубчатого ремня совместилась с указателем. | |
Все двигатели ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Проверните коленчатый вал двигателя на два полных оборота по часовой стрелке и проверьте, что все установочные метки совместились с указателями. В противном случае снимите зубчатый ремень и произведите его повторную установку. | 2. Установите верхний кожух зубчатого ремня. | 3. Затяните элемент натяжения поликлинового ремня моментом 25 Нм. | 4. Установите поликлиновой ремень. | |
Двигатель ADP ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Используя специальное оборудование Фольксваген, определите неисправности, записанные в память, и сотрите содержимое памяти. | 2. Проверьте установку угла опережения зажигания. | |