15.3.1. Обнаружение разрыва цепи
15.3.2. Обнаружение источника короткого замыкания
15.3.3. Обнаружение плохого заземления
Электрическая цепь состоит из электрического элемента, переключателей, реле, предохранителей, автоматических выключателей, проводов и разъемов, соединяющих электрический элемент с аккумуляторной батареей и «массой». Для помощи при поиске источников неисправности системы электрооборудования в конце руководства приведены схемы электрооборудования автомобиля.
Прежде чем пытаться определить источник неисправности, внимательно изучите соответствующую схему электрооборудования, чтобы получить представление об элементах, установленных в этой цепи. Часто причину неисправности можно определить, проверив функционирование других элементов, входящих в данную цепь. Если несколько элементов или цепей выходят из строя одновременно, то проблема, очевидно, заключается в неисправности предохранителя, общего для этих цепей или элементов, или контакте с кузовом.
Неисправность электрооборудования довольно часто обусловлена такими простыми причинами, как ослабленные или проржавевшие разъемы, отсутствие контакта с кузовом, перегоревшие предохранители, расплавившаяся пережигаемая перемычка или неисправное реле. Обязательно проведите визуальную проверку состояния всех предохранителей, проводов и разъемов в вышедшей из строя цепи, прежде чем приступать к проверке остальных элементов. Используйте схемы электрооборудования для определения того, какие из концевых зажимов необходимо проверить для обнаружения источника неисправности.
Основными инструментами, необходимыми для обнаружения источника неисправности, являются тестер или вольтметр (лампочка на 12 В и пара проводов со щупами на концах также могут использоваться для проведения некоторых проверок); омметр; батарея и набор оборудованных щупами проводов; накидной прокол (желательно с автоматическим выключателем или предохранителем, который используется для обхода проверяемых проводов или элементов).
Для обнаружения причины ненадежной работы какого либо из элементов (обычно из-за плохого подсоединения или загрязнения контактов, или поврежденной изоляции), можно провести проверку простым встряхиванием проводов. Необходимо потрясти провод рукой, чтобы проверить, не дает ли о себе знать неисправность при движении провода. Этим элементарным методом можно сузить круг поиска возможных источников неисправности до минимума.
Наряду с проблемами плохого соединения проводов, в системе электрооборудования существует два основных типа неисправностей — размыкание цепи или короткое замыкание.
Проблемы с разомкнутой цепью появляются в результате обрыва в цепи электрооборудования, что прерывает протекание тока. Разомкнутая цепь повлечет отключение элемента электрооборудования.
Вторая проблема вызвана коротким замыканием участка цепи, что приводит к утечке тока другой цепи, обычно напрямую на кузов. Наиболее вероятная причина короткого замыкания — нарушение изоляции проводов. Короткое замыкание обычно приводит к перегоранию соответствующего предохранителя.