Снятие головки блока
Снятие головки блока цилиндров выполняйте в следующем порядке:
– установите автомобиль на горизонтальной поверхности и зафиксируйте его;
– снимите капот с автомобиля;
– отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи;
– слейте моторное масло из двигателя;
– слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения;
– снимите вспомогательные приводные ремни;
– установите поршень первого цилиндра в положение ВМТ;
Рис. 3.68. Головка блока цилиндров: 1 – головка блока цилиндров, 2 – прокладка головки блока цилиндров, 3 – направляющая втулка клапана, 4 – передняя крышка подшипника распределительного вала, 5 – болт крепления головки блока цилиндров, 6 – маслоотражательная пластина, 7 – прокладка крышки головки блока цилиндров, 8 – крышка головки блока цилиндров, 9 – пластина, 10 – пробка маслоналивной горловины, 11 – штуцер клапана регулятора вентиляции картера |
– ослабьте хомуты и отсоедините шланги радиатора от штуцеров на головке 1 (см. рис. 3.68.) блока цилиндров;
– ослабьте хомуты и снимите шланги расширительного бачка и отопителя со штуцеров головки блока цилиндров;
– для удобства доступа к двигателю снимите верхнюю переднюю поперечную накладку, фары, решетку радиатора и замок капота;
– отсоедините от форсунок трубки подающие топливо;
– отсоедините возвратные топливные трубки, соединяющие форсунки с топливным насосом;
– пометьте (чтобы не перепутать при сборке) и отсоедините электрические штекеры;
– снимите крышку головки блока цилиндров (см. разд. 3.3.10);
– снимите передний кожух ремня ГРМ и снимите ремень ГРМ со шкива распределительного вала;
– снимите механизм натяжения ремня ГРМ, шкив распределительного вала и шкив топливного насоса высокого давления.
– отверните винты и снимите задний кожух ремня ГРМ;
– отсоедините штекер от датчика температуры охлаждающей жидкости;
– отверните болты и отсоедините приемную выхлопную трубу от выпускного коллектора.
Для автомобилей, оборудованных турбонагнетателем:
– снимите турбонагнетатель с выпускного коллектора;
– где установлен, снимите клапан EGR и трубу соединяющую впускной и выпускной коллекторы;
– отверните гайку крепления питающей шины контакта свечи накаливания 4-го цилиндра;
– cнимите пружинное кольцо и вывинтите штекер жгута проводов с головки блока цилиндров;
– проверьте, чтобы все шланги, трубы и провода были отсоединены от головки блока цилиндров;
– последовательно, в порядке, обратном затягиванию, отверните болты 5 (см. рис. 3.68) крепления головки блока цилиндров сначала на 0,5–1 оборот, а затем выверните их полностью;
– снимите головку блока цилиндров 1 с двигателя;
– снимите прокладку 2 головки блока цилиндров с верхней части блока цилиндров. Не выбрасывайте старую прокладку — она понадобится для идентификации новой;
– извлеките из блока цилиндров направляющие штифты, если они сидят свободно и могут вывалиться, и храните их вместе с головкой блока цилиндров;
– отверните болты и снимите с головки блока цилиндров впускной коллектор и прокладку;
– отверните болты и снимите жаростойкий экран с выпускного коллектора;
– отверните гайки и снимите выпускной коллектор с головки блока цилиндров;
– очистите сопрягаемые поверхности впускного и выпускного коллектора и головки блока цилиндров. Установите выпускной коллектор с новыми прокладками на головку блока цилиндров и закрепите его гайками установленным моментом;
– установите жаростойкий экран на стойки выпускного коллектора и закрепите его гайками установленным моментом;
– установите впускной коллектор с новой прокладкой на головку блока цилиндров и закрепите его болтами установленным моментом.
Установка головки блока цилиндров
Перед установкой головки блока цилиндров необходимо провести следующие подготовительные работы:
– очистите сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров. Для их очистки используйте твердый пластиковый или деревянный скребок;
– проверьте сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров на наличие зарубок, глубоких царапин и других повреждений. Если дефекты небольшие, они могут быть удалены шлифованием. Но при значительных дефектах детали подлежат замене;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Следите, чтобы нагар не попал в масляные каналы и каналы охлаждающей жидкости. При необходимости очистите каналы. |
– неплоскостность сопрягаемых поверхностей проверьте с помощью металлической линейки;
– очистите отверстия под болты в блоке. Завинчивание болта в заполненное маслом отверстие может разорвать блок из-за гидравлического давления.
– независимо от их состояния болты крепления головки блока цилиндров подлежат замене.
Установку головки блока цилиндров выполняйте в следующем порядке:
– проверьте маркировку (номер на краю прокладки или отверстия) старой прокладки головки блока цилиндров;
– если при ремонте поршни не менялись, то новая прокладка головки блока цилиндров должна иметь ту же маркировку, что и старая;
– если на двигателе установлены новые поршни, необходимо измерить выступание поршней из блока цилиндров и в соответствии с этим размером необходимо выбрать толщину новой прокладки головки блока цилиндров (см. табл. 3.5)
– установите новую прокладку головки блока цилиндров на направляющие штифты так, чтобы маркировка «ТОР» была направлена вверх;
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Возьмите два использованных болта крепления головки блока цилиндров, срежьте головки и в торце болта, пропилите паз под отвертку. Вверните болты в блок цилиндров двигателя, и они будут служить направляющими при установке головки блока цилиндров. После установки головки блока цилиндров их необходимо вывернуть. |
– установите головку блока цилиндров.
– смажьте резьбу и обратную сторону головок новых болтов крепления головки блока цилиндров моторным маслом;
– аккуратно, не бросая, вствьте болты крепления головки блока цилиндров в отверстия и затяните их от руки;
– в несколько приемов (см. раздел 3.1.1) затяните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на рис. 3.70;
– установите задний кожух ремня ГРМ;
– установите механизм натяжения ремня ГРМ и шкивы;
– убедитесь, что поршень первого цилиндра находится в положении ВМТ и установите ремень ГРМ и наружный кожух ремня ГРМ;
– установку снятых элементов производите в последовательности, обратной снятию;
– залейте в двигатель моторное масло;
– заправьте систему охлаждения.