Во впускном канале каждого цилиндра двигателя установлена форсунка, с помощью которой осуществляется распределенный фазовый впрыск бензина.
Воздух в цилиндры двигателя поступает через регулируемое дроссельный узел и одновременно через электронно-управляемый байпасный (обходной) канал, выполненный в обход дроссельной заслонки.
Зажигание топливовоздушной смеси в цилиндрах производится посредством высоковольтных искровых разрядов, которые формируются на свечах зажигания от двух двухвыводных катушек зажигания, управляющих соответственно зажиганием первого-четвертого и второго-третьего цилиндров.
В системе управления предусмотрена регулировка токсичности отработавших газов двигателя на режимах холостого хода с помощью винта регулировки СО.
Элементы электронной системы управления не требуют ручной регулировки частоты вращения холостого хода, угла опережения зажигания и количества топливовоздушной смеси, а также технического обслуживания в процессе эксплуатации. Блок управления, датчики и электромеханизмы системы неремонтопригодны, и в случае их отказа подлежат замене на исправные элементы.
Электронная система управления двигателем обеспечивает: автоматический пуск и прогрев двигателя, поддержание минимальной частоты вращения холостого хода, отключение подачи топлива при торможении автомобиля, гибкое переключение с режима частичных нагрузок на режим полной мощности двигателя и обратно в зависимости от темпов управления педалью привода дроссельной заслонки, управление обратными связями по детонации и концентрации кислорода в отработавших газах двигателя, комплексную самодиагностику системы, аварийное управление двигателем при отказе ее отдельных элементов и другие функции.
Управление электронной системой осуществляется от блока управления двигателем, имеющего встроенный микропроцессор. Блок управления принимает информацию от установленных датчиков о рабочем состоянии двигателя и автомобиля, что позволяет ему быстро и точно управлять электромеханическими исполнительными устройствами.
Рис. 47. Принципиальная схема системы питания и управления двигателем с впрыском бензина: 1 – правый бак; 2 – левый бак; 3 – струйный насос; 4 – фильтр грубой очистки топлива; 5 – электрический топливный насос; 6 – фильтр тонкой очистки топлива; 7 – топливная рампа; 8 – регулятор давления топлива; 9 – форсунки топливные; 10 – клапан топливного бака; 11 – фильтр воздушный; 12 – датчик массового расхода воздуха; 13 – датчик положения дроссельной заслонки; 14 – дроссельное устройство; 15 – датчик температуры воздуха; 16 – ресивер впускной трубы; 17 – регулятор холостого хода; 18 – блок управления двигателем (контроллер); 19 – катушка зажигания 1-го и 4-го цилиндров; 20 – катушка зажигания 2-го и 3-го цилиндров; 21 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 22 – свечи зажигания; 23 – датчик положения коленчатого вала; 24 – демпфер коленчатого вала с синхродиском; 25 – датчик положения распределительного вала; 26 – датчик давления топлива; 27 – пробка топливного бака; 28 – датчик детонации; 29 – винт токсичности холостого хода (на датчике 12 массового расхода воздуха); 30 – педаль привода дроссельной заслонки; 31 – датчик содержания кислорода в отработавших газах; 32 – нейтрализатор |
Структурная схема системы с микропроцессорным управлением впрыска бензина и зажиганием изображена на рис. 47.
Система впрыска бензина двигателей состоит из следующих основных подсистем, имеющих свои особенности конструктивного исполнения:
– система питания;
– система выпуска отработавших газов;
– система управления подачей топлива и зажиганием посредством микропроцессорного блока.
Встречающиеся в тексте настоящего Руководства ссылки на различные датчики и исполнительные электро-механизмы, установленные в системах питания двигателя и выпуска
отработавших газов, приведены в разделе " Особенности системы электронного управления впрыском топлива и зажиганием ".