На автомобилях установлена система бортовой диагностики OBD-II в системе управления двигателем, которая имеет обратную связь между датчиком кислорода и блоком управления двигателем (PCM). Это достигается за счет установки первичного датчика кислорода или датчика топливовоздушной смеси перед каталитическим нейтрализатором и вторичного датчика кислорода за нейтрализатором. В зависимости от содержания кислорода в отработавших газах датчик кислорода индуцирует соответствующее по величине напряжение. На основании этих данных блок управления двигателем изменяет время открытия форсунок и соотношение топлива в топливовоздушной смеси. Для того чтобы происходило полное сгорание горючей смеси и в отработавших газах отсутствовали вредные вещества, на 14,7 весовых частей воздуха должна приходиться 1 часть топлива.
Определяя состав отработавших газов до и после нейтрализатора, PCM определяет эффективность нейтрализатора.
Рис. 7.16. Расположение датчиков кислорода на моделях с 2001 года: 1 – электрические разъемы; 2 – датчик кислорода (блок 2, датчик 2); 3 – датчик кислорода (блок 1, датчик 2) |
Первичный (по ходу движения отработавших газов) датчик кислорода расположен в выпускном коллекторе или в выхлопной трубе, а вторичный — за каталитическим нейтрализатором ( рис. 7.16).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не перепутайте датчики кислорода и топливовоздушной смеси. Они подобны по внешнему виду, но работают по-разному и имеют различные эксплуатационные характеристики. |
Подобно датчику кислорода, датчик топливовоздушной смеси преобразовывает информацию в выходное напряжение, передаваемое блоку управления двигателем. Величина сигнала пропорциональна отношению смеси воздуха/топлива в потоке отработавших газов. Датчик топливовоздушной смеси изменяет выходное напряжение от 3,3 до 3,0 в в зависимости от пропорции кислорода в потоке отработавших газов. Подобно датчику кислорода, датчик топливовоздушной смеси начинает нормально работать только после прогрева, для чего на датчики устанавливают обогреватели.
При обслуживании датчиков принимайте следующие меры предосторожности:
Датчики кислорода и топливовоздушной смеси имеют постоянно подсоединенную оплетку с проводами и электрическим разъемом, которые не отделимы от датчика. Повреждение оплетки с проводами или снятие ее или электрического разъема могут нарушить работоспособность датчиков.
Исключите попадание грязи, смазки и других веществ на датчики.
Не используйте растворители для очистки датчиков.
Не бросайте и не ударяйте датчики.
Так как датчики устанавливаются в выпускном коллекторе или выхлопной трубе, они пригорают, в результате чего их очень трудно снять на холодном двигателе.
Замену датчиков кислорода (O2S) производите следующим образом:
Для того чтобы исключить вероятность повреждения датчиков, пустите двигатель на 1–2 мин, затем выключите его. Снятие датчиков теперь облегчается, однако при этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не обжечься о горячий выпускной коллектор и выхлопную трубу.
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
Если необходимо снять вторичный датчик, поднимите автомобиль на подъемнике.
Первичный датчик можно заменить, не поднимая автомобиль ( рис. 7.17).
Отсоедините электрический разъем, расположенный на проводах датчика кислорода.
Выверните датчик из выпускного коллектора или выхлопной трубы ( рис. 7.18). Для выворачивания датчика используйте разрезной накидной ключ.
Нанесите на резьбу датчика антипригарный состав, который облегчит последующее отворачивание датчика. Резьба нового датчика уже покрыта антипригарным составом. Вверните датчик и надежно затяните его.
Подсоедините электрический разъем датчика.
Опустите автомобиль.
Установку датчика проводите в последовательности, обратной снятию.