Система центрального впрыска (SPFI) бензинового двигателя
Общая информация и меры предосторожности
Функциональная схема системы Mono-Motronic |
1 — МЗамок зажигания 2 — Аккумуляторная батарея 3 — Датчик частоты и положения коленчатого вала 4 — l-зонд 5 — Каталитический преобразователь 6 — Угольный адсорбер 7 — Э/м клапан системы улавливания топливных испарений 8 — Топливный бак 9 — Электрический топливный насос 10 — Топливный фильтр 11 — Датчик положения дроссельной заслонки 12 Датчик температуры охлаждающей жидкости | 13 — Воздухоочиститель 14 — Инжектор впрыска топлива 15 — Регулятор давления топлива 16 — Датчик температуры воздуха 17 — Шаговый двигатель системы холостого хода 18 — Свеча зажигания 19 — Распределитель зажигания 20 — ECU управления зажиганием 21 — ECU системы впрыска 22 — Предохранители и реле 23 — Диагностический разъем |
Схема функционирования инжектора впрыска и регулятора давления топлива |
1 — Подвод топлива от бензонасоса 2 — Инжектор впрыска | 3 — Регулятор давления топлива 4 — Возврат топлива в бак |
Система Bosch Mono-Motronic относится к семейству систем управления двигателем замкнутого типа. Такие системы осуществляют управление как непосредственно над впрыском топлива, так и над его воспламенением. Функциональная схема системы Mono-Motronic представлена на иллюстрации. В число основных компонентов системы впрыска входят: топливный бак с установленным внутри него погружным электрическим бензонасосом, топливный фильтр, линии подачи и возврата топлива, корпус дросселя с вмонтированным в него электронным инжектором впрыска топлива, а также электронный блок управления (ECU) в комплекте с информационными датчиками, исполнительными устройствами и соединительной электропроводкой. Бензонасос обеспечивает непрерывную подачу топлива через фильтр картриджного типа в корпус дросселя под небольшим избыточным давлением. Встроенный в корпус дросселя регулятор давления топлива обеспечивает постоянный напор на инжекторе впрыска. Избыток горючего по возвратной линии поступает обратно в топливный бак. Такая система непрерывной подачи позволяет снизить температуру топлива и предотвратить его испарение. Открывание и закрывание инжектора производится по команде ECU, вычисляющего момент и продолжительность впрыска на основании анализа поступающих информационных сигналов об оборотах двигателя, положении и скорости перемещения дроссельной заслонки, температуре всасываемого воздуха, температуре охлаждающей жидкости, скорости движения автомобиля, составе отработавших газов и т.д. На иллюстрации представлена схема функционирования инжектора впрыска и регулятора давления топлива. Всасываемый в двигатель воздух проходит через воздухоочиститель, внутрь которого устанавливается изготовленный из плотной бумаги сменный фильтрующий элемент. Температура всасываемого воздуха регулируется посредством вакуумного клапана, установленного внутри впускного рукава воздухоочистителя и позволяющего смешивать наружный воздух с поступающим через кожух нагревателя, размещенный над выпускным коллектором. Положением заслонки клапана управляет установленный внутри воздухоочистителя термочувствительный датчик-выключатель. Информация об оборотах двигателя поступает в ECU от датчика Холла, установленного сверху на картере коробки передач и фиксирующего частоту вращения маховика. Температура поступающего в корпус дросселя воздуха измеряется датчиком, установленным непосредственно над инжектором впрыска. Информация поступает в ECU, который на основе ее анализа определяет текущие потребности двигателя в отношении момента впрыска и состава воздушно-топливной смеси. Управление оборотами холостого хода двигателя осуществляется частично электронным модулем положения дроссельной заслонки, установленным сверху на корпусе дросселя, а частично - системой зажигания, за счет изменения установок угла опережения зажигания. Ввиду сказанного необходимость в ручных корректировках оборотов отпадает и возможность ее конструкцией системы не предусмотрена. Информация о положении и скорости перемещения дроссельной заслонки поставляется в ECU специальным датчиком, иногда именуемым также потенциометром дроссельной заслонки. Датчик расположен на левой стенке корпуса дросселя. Содержание кислорода в отработавших газах непрерывно отслеживается ECU через l-зонд, установленный в переднюю секцию системы выпуска. Анализируя поступающую информацию, ECU выдает команды на корректировку угла опережения зажигания и продолжительность впрыска, формируя тем самым оптимальную по составу воздушно-топливную смесь. В результате, необходимость в ручной корректировке содержания СО в отработавших газах также отпадает. В стандартную комплектацию всех рассматриваемых в настоящем Руководстве моделей входит каталитический преобразователь. В дополнение к перечисленным функциям, ECU осуществляет управление функционированием системы улавливания топливных испарений. Следует заметить, что диагностика отказов системы Bosch Mono-Motronic возможна лишь при помощи специального электронного считывателя. Диагностический разъем для подключения считывателя расположен в правой части панели приборов автомобиля. В случае любых нарушений функционирования системы следует без промедления обращаться к специалистам фирменного сервис-центра компании Skoda, которые произведут считывание и расшифровку записанных в блок памяти ECU кодов выявленных системой самодиагностики неисправностей. Порядок замены отказавших компонентов системы описан в нижеследующих Разделах Главы.
Меры предосторожности | Бензин является в высшей мере огнеопасной жидкостью. При выполнении обслуживания компонентов системы питания следует соблюдать особые меры предосторожности! |
Не курите и не приближайтесь к месту проведения работ с источником открытого пламени/незащищенной абажуром переноской! Не производите обслуживание компонентов системы питания в помещениях, оборудованных работающими на природном газе и оснащенными контрольным факелом нагревательными приборами. Следите, чтобы под рукой постоянно находился заряженный огнетушитель. Избегайте попадания топлива в глаза и на открытые участки кожи. Надевайте защитные перчатки и очки. Случайно попавшие брызги смывайте водой с мылом. Помните, что топливные испарения не менее, если не более, опасны, чем собственно жидкое горючее. Не забывайте, что опорожненная тара из-под бензина продолжает содержать пары горючего, являющиеся не только легко воспламенимыми, но и потенциально взрывоопасными! Многие из описываемых в данной Главе процедур связаны с необходимостью отсоединения топливных линий, неизбежно ведущим к разливанию горючего. Старайтесь заблаговременно подготовить все необходимые материалы для сбора проливаемого топлива. Помните, что остаточное давление продолжает присутствовать в тракте системы спустя еще длительное время после остановки двигателя. Перед снятием или отсоединением любого из компонентов топливного тракта данное давление необходимо безопасным образом сбросить (см. Раздел
Сброс остаточного давления в системе питания). Выполняя обслуживание компонентов системы питания особое внимание уделяйте соблюдению чистоты - попадание в топливный тракт грязи способно привести к нарушению его проходимости, ведущей к перебоям в работе двигателя и даже его самопроизвольным остановкам. В интересах личной безопасности исполнителя и в целях сохранности оборудования многие из описываемых в настоящей Главе процедур должны производиться только после отсоединения от батареи отрицательного провода. Такая мера предосторожности в первую очередь исключает возможность короткого замыкания, а во вторых, позволяет избежать скачков напряжения в цепях электронной части системы управления двигателем, многие из компонентов которой (такие как ECU, датчики и исполнительные устройства) в высшей мере чувствительны к связанным с такими скачками перегрузкам. Заметим, однако, что система располагает известной гибкостью, позволяющей ей адаптироваться к изменениям характеристик двигателя, связанным с его износом в процессе эксплуатации транспортного средства. Такая приспособляемость связана с наличием в памяти ECU определенных параметров. При отключении батареи данная информация стирается и после запуска двигателя ее восстановление требует небольших затрат времени. Реабилитационный период может сопровождаться нарушением стабильности оборотов двигателя, снижением чувствительности к изменению положения дроссельной заслонки, легким увеличением расхода топлива и т.п. Продолжительность восстановительного процесса определяется частотой использования и условиями эксплуатации транспортного средства.