| Описание процедур снятия и установки распределительного вала на моделях 1.3 л приведено в Разделе Снятие и установка ремня привода ГРМ и его крышек. | | 1. На распределительном вале предусмотрена идентификационная маркировка в виде меток, проштампованных по его сторонам между кулачками привода впускных и выпускных клапанов. Расшифровка маркировки может быть выполнена специалистами фирменного сервис-центра компании Skoda. | 2. Произведите визуальную проверку распределительного вала на наличие на рабочих поверхностях кулачков и шеек признаков износа и прочих дефектов. Поверхности должны быть абсолютно гладкими и иметь слегка тусклую полировку. Присутствие царапин, задиров, каверн или заполированных до блеска участков свидетельствует приближении окончания срока службы вала. Как только слой поверхностной закалки оказывается поврежденным, происходит быстрый износ вала и в случае выявления подобного рода признаков его следует заменить. | При обнаружении дефектов кулачков проверьте также состояние контактных поверхностей соответствующих гидравлических толкателей. | 3. На дизельных двигателях оцените степень износа приводной шестерни вакуумного насоса. 4. В случае выявления признаков перегрева обработанных поверхностей вала (обесцвечивание или голубоватая окраска), следует предположить возможное нарушение исправности функционирования системы смазки. Перегрев зачастую приводит к деформациям вала, поэтому следует определить величину его биения. Уложите вал цапфами в углубления двух V-образных блоков и при помощи циферблатного измерителя плунжерного типа замерьте величину биения по центральной шейке. Если результат измерения превышает оговоренное в Спецификациях допустимое значение, вал подлежит замене. | 5. Для оценки величины осевого люфта распределительного вала временно уложите его обратно в головку цилиндров и установите крышки первого и последнего подшипников, затянув их крепежные гайки с требуемым усилием. Закрепите циферблатный измеритель со стороны передней цапфы вала (обращенной в сторону расположения ремня привода ГРМ), параллельно оси вала. Протолкните вал до упора назад (в сторону расположения маховика), прижмите плунжер измерителя к торцу передней цапфы и обнулите прибор. Теперь сместите вал вперед на всю длину его хода и снимите показание измерителя. Удостоверьтесь в правильности проверки, вновь сдвинув вал назад и убедившись, что стрелка прибора вернулась к нулевому значению. | Проверка осевого люфта распределительного вала должно производиться при снятых с головки гидравлических толкателях клапанов. | | 6. Сравните результат проверки выходит за пределы оговоренного в Спецификациях допустимого диапазона, следует рассмотреть варианты предстоящих замен головки, вала и крышек его подшипников - обратитесь за консультацией к специалистам автосервиса. 7. Разница между диаметрами подшипников и шеек вала определяет величину рабочих зазорах в подшипниках и также не должна выходить за пределы допустимого диапазона. 8. Диаметр шеек вала никак не оговаривается изготовителями, ввиду чего составители настоящего Руководства не рекомендуют производить данную проверку путем прямых замеров с применением микрометра и нутромера. 9. Более подходящим способом оценки зазоров подшипников в данном случае является проверка с применением специального набора Plastigauge. Величина зазора определяется по степени сплющивания отрезков мягкой калиброванной проволоки из набора при сжимании ее между рабочими поверхностями подшипников и шейками вала. Измерение ширины расплющенных отрезков проволоки производится по нанесенной на упаковку набора шкале. 10. Ниже приведено подробное пошаговое описание выполнения данной проверки. Следует заметить, что тот же метод положен в основу определения рабочих зазоров в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала (см. Раздел Снятие и установка головки цилиндров в сборе с впускным трубопроводом и выпускным коллектором). 11. Удостоверьтесь в абсолютности чистоты и сухости рабочих поверхностей распределительного вала, головки цилиндров и крышек подшипников. Установите вал на свое штатное место в головке. 12. Уложите вдоль шеек вала отрезки калиброванной проволоки из набора. 13. Слегка смажьте подшипниковые поверхности каждой из крышек специальным силиконовым составом, предотвращающим прилипание проволоки. Установите крышки на свои места и затяните гайки их крепления с требуемым усилием (см. инструкции, приведенные в подразделе “Сборка”). | Если предусмотрено пошаговое затягивание крепежа, затяните гайки с усилием лишь первой стадии. Не допускайте проворачивания вала после установки крышек. | 14. Аккуратно снимите крышки, поднимая их строго вертикально, чтобы не нарушить форму расплющенных отрезков проволоки. Если проволока, несмотря на принятые меры, подлипла к рабочим поверхностям крышек, процедуру придется повторить. 15. По нанесенной на упаковку набора шкале замерьте ширину расплющенных отрезков проволоки. Градуировка шкалы такова, что снятое показание непосредственно равняется величине определяемого зазора. 16. Сравните полученные результаты с требованиями Спецификаций. В случае выхода величины зазоров за допустимые пределы распределительный вал и головка цилиндров подлежат замене. Заметим, что в фирменных сервис-центрах компании Skoda можно заказать распределительный вал ремонтного размера с набором соответствующих вкладышей, но только в комплекте со сменной головкой. 17. В заключение, извлеките вал и удалите с его шеек и рабочих поверхностей крышек все следы расплющенной калиброванной проволоки, тщательно соскоблив их краем кредитной или таксофонной карточки. Затем протрите поверхности, окончательно очистив ее от остатков силикона. |