Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
Общая информация
Описание систем
Конструкция систем вентиляции с отопителем и К/Впредставлена на иллюстрации.
Конструкция системы вентиляции с отопителем и К/В
Салон разделён на две зоны, – водителя и пассажиров, – для каждой из которых можно устанавливать индивидуальные параметры вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, кроме режима циркуляции. Управление системой вентиляции с отопителем и К/В приведено в Главе Органы управления и приемы эксплуатации.
Горячая ОЖ пропускается через теплообменник, нагреваяпроходящий через него воздух. Подача воздуха в салон регулируется заслонками.Если включить вентилятор отопителя, воздух будет подаваться в салон болееинтенсивно. Вентилятор может работать с разной скоростью. При закрытой заслонкеОЖ поступает по малому контуру назад в контур радиатора двигателя.
Перед тем как попасть в салон, воздух проходит через фильтр,в котором оседает основная доля пыли. Следует соблюдать периодичность заменыфильтра, т.к. запылённый фильтр ограничивает подачу воздуха, что приведёт кзастаиванию воздуха внутри салона. Дополнительно может устанавливаться угольныйфильтр, очищающий воздух от выпускных газов дизельных двигателей и т.п.
Распределение потоков воздуха системы вентиляцииосуществляется также с помощью заслонок. На всех моделях предусмотрен режимциркуляции воздуха.
Воздух выходит из салона через два вентиляционных отверстия,расположенных в задней части автомобиля.
Система кондиционирования воздуха (К/В) входит в стандартнуюкомплектацию некоторых моделей, а на остальные модели может устанавливатьсядополнительно. Кроме того, может устанавливаться система автоматическогоуправления отопителем и К/В (ACC). Компоненты системы ACC указаны наиллюстрации.
Расположение компонентов системы ACC
Работы с системой К/В должны выполняться вспециализированной мастерской. Не вскрывайте контур циркуляции хладагента,поскольку при соприкосновении с кожей хладагент может вызвать обморожение.
С помощью системы К/В температуру воздуха в салоне можнопонижать относительно внешней температуры. При работе системы влажность воздухав салоне уменьшается. В сырую погоду, поступающий свежий воздух предварительноохлаждается, после чего вновь нагревается до заданной температуры. Такимобразом производится его осушение. С помощью этой процедуры можно избавиться отзапотевания стёкол.
Компоненты системы К/В и их расположение указаны наиллюстрации.
Расположение компонентов системы К/В
1 — Компрессор 2 — Конденсатор 3 — Датчик давления 4 — Ресивер | 5 — Расширительный клапан6 — Отопитель7 — Датчик температуры испарителя8 — Реле К/В |
В системе циркулирует хладагент (тип R134а), который в зависимости от температуры и давления может находиться в жидком или газообразном состоянии. Схематичное описание потоков хладагента приведено на иллюстрации.
Потоки хладагента в системе К/В
1 — Компрессор 2 — Конденсатор 3 — Ресивер | 4 — Расширительный клапан5 — Испаритель |
Компрессор кондиционера приводится ремнём отколенчатого вала двигателя. Он создаёт давление в контуре хладагента,представляющего собой газ, и вызывает его нагрев. В конденсаторехладагент охлаждается наружным воздухом. Вследствие этого разогретый хладагентпереходит в жидкую фазу. Затем под высоким давлением хладагент пропускаетсячерез расширительныйклапан, врезультате чего давление хладагента падает. После этого хладагент испаряется вконтуре, одновременно сильно охлаждаясь. В испарителе хладагент отбираеттепло от продуваемого через него воздуха. Вследствие этого воздух охлаждается ипоступает в салон автомобиля. В результате нагревания в испарителе хладагентпревращается в газ и под низким давлением поступает в компрессор, после чегопроцесс циркуляции повторяется.
Конструкция расширительного клапана
1 — Газонаполненная камера 2 — Диафрагма 3 — Нажимной шток 4 — Шарик | 5 — Пружина6 — Сторона низкого давления7 — Сторона высокого давления |
На модели с дизельным двигателем V6 может устанавливатьсядополнительный отопитель, работающий на дизельном топливе. Кроме того, для увеличения водяного потока черезрадиатор отопителя моделей, поставляемых на рынки с холодным климатом, можетустанавливаться циркуляционный насос (см. иллюстрацию Конструкция системы вентиляции с отопителем и К/В).
Конструкция дополнительного отопителя
Меры безопасности при обслуживании системы К/В
Система К/В должна обслуживаться исключительноподготовленным техническим персоналом, обученным безопасным приёмам работы сприменением надлежащего оборудования и с соблюдением правил разгерметизации, атакже ознакомленным с приёмами сбора и хранения автомобильного хладагента.
- Не допускайте контакта хладагента с кожей;
- При работе рядом с системой К/В надевайте защитные очки;
- При попадании хладагента на кожу или в глаза не растирайте пораженное место. Немедленно промойте пораженный участок холодной водой в течение не менее 15 минут. Немедленно обратитесь за медицинской помощью в лечебное учреждение. Самолечение не допускается;
- В новом баллоне хладагент хранится под давлением. Храните баллон при температуре не выше +50 град. Принимайте меры, исключающие падение баллона с высоты или иные ситуации, которые могут привести к его повреждению;
- Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Хладагент быстро испаряется, приводит к уменьшению доступа кислорода и затруднённому дыханию;
- Газообразный хладагент тяжелее воздуха и сравнительно быстро должен собираться внизу, например, под автомобилем;
- При сгорании хладагента образуется ядовитый газ. Храните хладагент вдали от открытых источников огня. Не курите при проведении работ с системой К/В;
- При проведении сварочных работ вблизи системы К/В не подвергайте её воздействию высокой температуры или открытого пламени. Перегрев может привести к повышению давления в системе и воспламенению;
- Очистка конденсатора или испарителя с помощью водяного пара не допускается. Следует использовать только холодную воду или сжатый воздух.