Диагностика систем электронного управления и диагностическое оборудование
Общая информация
Шины данных и система бортовойсамодиагностики (OBD)
Все блокиуправления, их датчики и исполнительные устройства (кроме блоков ABS,регулировки наклона фар и дополнительного отопителя дизельных моделей)объединены в единую систему, состоящую издвух шин передачи данных: P-шина (шина данных силового агрегата) и I-шина (шинаданных приборов). Обе шины подключены к комбинации приборов (MIU) и данныелюбого блока управления доступны всем остальным блокам. На моделях без системTC или ESP данные о скорости автомобиля (от блока ABS) подаются напрямую к MIUи также доступны всем системам автомобиля. На остальных моделях данные оскорости автомобиля поступают либо от блока TC/ABS, либо от блока ESP,подключённых к P-шине.
Организация шины данных
Контакты разъёма DLC №3
4 — Соединение с корпусом 5 — Корпус - сигнальный вывод | 7 — Линия K диагностических данных (ISO 9141-2)16 — Напряжение батареи через предохранитель (при любом положении замка зажигания) |
Описываемые внастоящем Руководстве модели оборудованы системой бортовой диагностики второгопоколения (OBD II), для доступа к которой используется блок электронногоуправления панелью приборов (DICE), соединённый с I-шиной.
Считывание данныхсистемы OBD II производится при помощи специального сканера, подключаемого к16-контактному диагностическому разъёму (DLC).При помощи того же сканера осуществляется и очистка памяти процессора.Выполнение процедур считывания кодов DTC и очистки памяти ECM разумно будетпоручить специалистам СТО.
Используемый длясвязи со сканером диагностический разъём организован согласно стандарту ISO9141-2.
Сведения о диагностических приборах
Проверкаисправности функционирования компонентов систем впрыска и снижения токсичностиОГ производится при помощи универсального цифрового измерителя (мультиметра).Использование цифрового измерителя предпочтительно по нескольким причинам.Во-первых, по аналоговым приборам достаточно сложно (порой - невозможно),определить результат показания с точностью до сотых и тысячных долей, в товремя как при обследовании контуров, включающих в свой состав электронныекомпоненты, такая точность приобретает особое значение. Второй, не менееважной, причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра,имеет достаточно высокий импеданс. Так как вольтметр подсоединяется кпроверяемой цепи параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший токбудет проходить через собственно прибор. Данный фактор не является существеннымпри измерении относительно высоких значений напряжения (9 - 12 В),однако становится определяющим при диагностике выдающих низковольтные сигналыэлементов, таких, как, например, лямбда-зонд, где речь идёт об измерении долейвольта.
Параллельноенаблюдение параметров сигналов, сопротивлений и напряжений во всех цепяхуправления возможно при помощи разветвителя, включённогопоследовательно в разъём блока управления двигателем. При этом на выключенномили работающем двигателе, либо во время движения автомобиля, производится измерениепараметров сигналов на клеммах разветвителя, из чего делается вывод о возможныхдефектах.
Для диагностикиэлектронных систем автомобиля могут применяться специальные диагностическиесканеры или тестеры с определённым картриджем (если предусмотрен),универсальным кабелем и разъёмом. Кроме того, для этой цели можно применитьспециализированный автомобильный диагностический компьютер, специальноразработанный для полной диагностики большинства систем современных автомобилей(например, ADC2000 фирмы Launch HiTech). Также, для этой целиможно применить сканеры и специализированные диагностические анализаторы,например, FDS 2000, Bosch FSA 560 (www.bosch.de), KTS500 (0 684 400 500) или обычный персональный компьютер со специальным адаптером, кабелем (например,комплект 1 687 001 439) и установленной программой браузером OBDII.
Бесплатную версию браузера OBD II можно также «скачать» с сайта составителей настоящего Руководства http://arus.spb.ru. |
Некоторые сканеры,помимо обычных операций диагностики, позволяют, при соединении с персональнымкомпьютером, распечатывать хранящиеся в памяти блока управления принципиальныесхемы электрооборудования (если таковые заложены), программироватьпротивоугонную систему, наблюдать сигналы в цепях автомобиля в реальноммасштабе времени.