Система ABS состоит из электронного блока управления (ЭБУ), гидроблока с гидравлическими электромагнитными клапанами, возвратного насоса с электрическим приводом и датчиков скорости вращения, установленных на каждом колесе.
Электромагнитные клапаны управляются сигналами, поступающими из ЭБУ, который, в свою очередь, управляется сигналами, поступающими от четырех датчиков скорости вращения колес. Магнитные датчики скорости вращения колес получают сигналы от зубчатого кольца, установленного на ступице колеса. Сравнивая эти сигналы, ЭБУ может вычислить скорость вращения колес автомобиля. При отклонении скорости вращения какого-либо колеса от скорости автомобиля система, обрабатывая полученные сигналы, предугадывает момент блокировки замедляющего свое вращение колеса.
Если система предполагает блокировку какого-либо колеса, она дает команду соответствующему клапану изолировать подачу жидкости к тормозному цилиндру этого колеса от главного тормозного цилиндра.
Если скорость вращения в сравнении со скоростями других колес продолжает снижаться, система ABS выталкивает тормозную жидкость обратно в главный цилиндр, ослабляя торможение. Если все четыре колеса будут одинаково замедлять свою скорость, возвратный насос остановится и все электромагнитные клапаны снова откроются, позволив главному тормозному цилиндру, как обычно, воздействовать давлением на рабочие цилиндры. Этот цикл может повторяться до десяти раз в секунду.
Включение электромагнитных клапанов и возвратного насоса создает пульсации в тормозной системе, они передаются на педаль тормоза, показывая тем самым водителю, что ABS задействована.
Электромагнитные клапаны в переднем контуре воздействуют на тормозные суппорты передних колес независимо, в то время как электромагнитный клапан задних колес воздействует на оба колеса одновременно. Поскольку тормозная система имеет диагональное разделение, отдельный механический плунжерный клапан в гидроблоке разделяет гидравлический выход заднего электромагнитного клапана на два отдельных контура. Чтобы предотвратить воздействие на систему ложных сигналов, встроенный контур безопасности следит за всеми сигналами, поступающими в ЭБУ. Если поступает ложный сигнал или напряжение в сети недостаточно, система автоматически выключается, на панели загорается предупреждающий сигнал о выключении системы ABS. При этом сохраняется обычный режим работы тормозной системы.
Тем не менее при движении по скользкой дороге нужно быть предельно осторожным, поскольку распределительная функция системы будет нарушена (функция уравнивания давления в передних и задних тормозах) и возникнет вероятность заноса автомобиля при торможении.
Если в системе появилась неисправность, следует предъявить автомобиль специалистам для проведения диагностики и ремонта.
Рис. 7.34 . Расположение на автомобиле агрегатов и деталей ABS фирмы Bosch: 1 – гидроблок; 2 – главный тормозной цилиндр; 3 – усилитель тормозов; 4 – контрольная лампа выключения ABS в комбинации приборов |
Расположение агрегатов ABS показано на рис. 7.34.