Автомобиль оснащен комплектом устройств пассивной безопасности, обеспечивающих сохранность водителя и пассажиров при аварийных ситуациях.
Комплект включает в себя:
– переднюю подушку безопасности водителя;
– переднюю подушку безопасности пассажира (в зависимости от модификации);
– преднатяжители замков передних ремней безопасности;
– специальные ремни безопасности;
– электронный блок управления;
– систему отключения с помощью ключа подушек безопасности пассажира (в зависимости от модификации);
– два датчика бокового удара (в зависимости от модификации);
– боковые подушки безопасности для защиты головы и грудной клетки, размещенные в передних сиденьях (в зависимости от модификации);
– сигнальную лампу неисправности системы;
– сигнальную лампу «airbag OFF» подтверждения отключения подушки безопасности (в зависимости от модификации).
Рис. 2.12 . Схема расположения элементов cистемы подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности: 1 – ЭБУ подушек безопасности; 2 – подушка безопасности пассажира переднего сиденья; 3 – выключатель подушки безопасности с помощью ключа; 4 – преднатяжитель замка ремня безопасности передних сидений; 5 – катушка ремня безопасности задних сидений; 6 – боковая подушка безопасности; 7 – датчик бокового удара; 8 – датчик положения сиденья; 9 – контрольная лампа подушки безопасности; 10 – контрольная лампа подушки безопасности выключена; 11 – подушка безопасности водителя |
Рис. 2.13 . Срабатывание подушки безопасности: А – водителя; Б – пассажира |
Схема расположения элементов системы приведена на рис. 2.12. Срабатывание подушек безопасности и преднатяжителей ремня изображено на рис. 2.13 и 2.14.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ К работам с системами подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности допускаются только опытные работники, прошедшие специальную подготовку. На автомобилях с боковыми подушками безопасности не следует надевать чехлы на передние сиденья (за исключением специальных чехлов из фирменного магазина по продаже аксессуаров). Не размещайте посторонние предметы в зоне срабатывания подушки безопасности. |
После срабатывания какого-либо устройства пассивной безопасности следует обязательно обратиться на специализированную СТО для восстановления системы.
Работа подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности
При включении зажигания сигнальная лампа подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности загорается на несколько секунд, а затем гаснет.
ПРИМЕЧАНИЕ Сигнальная лампа подушки безопасности может загореться и при понижении напряжения аккумуляторной батареи. |
ЭБУ и датчики бокового удара реагируют на замедление автомобиля благодаря сигналам, измеряемым электронными датчиками отрицательных ускорений.
При лобовом ударе:
– после подтверждения достаточно сильного лобового удара электронным датчиком безопасности одновременно воспламеняются пиротехнические газогенераторы преднатяжителей передних ремней безопасности и пиротехнических катушек;
– при очень сильном лобовом ударе ЭБУ включает, помимо преднатяжителей и катушек, воспламенение пиротехнических генераторов передних подушек небольшого объема;
– при еще более сильном лобовом ударе ЭБУ системы безопасности включает воспламенение пиротехнических газогенераторов преднатяжителей, катушек и передних подушек большого объема.
ПРИМЕЧАНИЕ Объем, до которого надуваются передние подушки безопасности, регулируется ЭБУ с учетом силы удара и положения сиденья водителя. |
При достаточно сильном боковом ударе датчики удара посылают сигнал на ЭБУ. После подтверждения распознавания удара встроенным в ЭБУ электронным датчиком безопасности включается воспламенение пиротехнических генераторов:
– преднатяжителей передних ремней безопасности и задней пиротехнической катушки (со стороны удара);
– переднего сиденья, при этом надувается боковая подушка безопасности для защиты головы и грудной клетки (со стороны удара).
ПРИМЕЧАНИЯ Передние преднатяжители и задние пиротехнические катушки могут сработать при заднем ударе (в зависимости от его силы). При срабатывании пиротехнического газогенератора раздается хлопок и выделяется немного дыма. |
Питание ЭБУ и воспламенителей в нормальных условиях эксплуатации проводится от аккумуляторной батареи автомобиля.
ЭБУ оснащен резервным источником питания на случай отказа аккумуляторной батареи в начальной фазе удара.
В комбинацию приборов автомобиля входят две сигнальные лампы:
– неисправности подушки безопасности;
– подушки безопасности переднего пассажира заблокированы («Airbad OFF»).
Обе сигнальные лампы не должны гореть одновременно.
Сигнальная лампа неисправности подушки безопасности информирует о неисправностях в системе обеспечения безопасности: ЭБУ, передних преднатяжителей, передних подушек безопасности, боковых подушек безопасности, системы блокировки с помощью ключа, аккумуляторной батареи (проверка напряжения питания).
При включении зажигания сигнальная лампа должна загореться на несколько секунд, а затем погаснуть (и больше не загораться).
Если лампа не загорается при включении зажигания или загорается во время движения автомобиля, значит, система неисправна.
ПРИМЕЧАНИЕ В некоторых случаях при пуске двигателя сигнальная лампа может загореться на короткий промежуток времени, а затем погаснуть. |
Сигнальная лампа «Airbad OFF» позволяет получить информацию о включении или выключении подушек безопасности переднего пассажира.
Ключ блокировки передней подушки безопасности пассажира
Расположенный на панели выключателя двери ключ блокировки имеет два положения:
– «ON» – рабочее положение подушек безопасности переднего пассажира;
– «OFF» – передняя подушка безопасности пассажира заблокирована, чтобы установить детское сиденье. При этом положении ключа выключения в комбинации приборов загорается сигнальная лампа «Аirbad OFF».
Более подробно работа с подушками безопасности и преднатяжителями ремней безопасности рассмотрена в разделе «Кузов».