Жесткие требования к составу отработавших газов, предъявляемые к автомобилям, обусловили применение устройств, которые сводят вредность выхлопа до минимума.
Описываемая система включает в себя каталитический нейтрализатор отработавших газов, систему вентиляции картерных газов и систему улавливания паров бензина.
Контроль над отработавшими газами осуществляется с помощью каталитического нейтрализатора и двух датчиков концентрации кислорода. Указанные датчики обеспечивают обратную связь через ЭБУ системы впрыска двигателя. Один датчик ввернут в верхнюю часть выпускного коллектора, другой расположен за каталитическим нейтрализатором. ЭБУ регулирует состав смеси, создавая оптимальные условия работы нейтрализатора. Каталитический нейтрализатор состоит из цилиндра с тонкой сеткой, покрытой каталитическим материалом, через которую проходят отработавшие газы. Катализатор обеспечивает высокую скорость окисления вредных оксидов углерода (СО), несгоревших углеводородов и сажи, снижая тем самым выброс токсичных продуктов в атмосферу.
Датчик концентрации кислорода посылает в ЭБУ сигнал напряжения, который изменяется в зависимости от концентрации кислорода в отработавших газах: низкое напряжение соответствует низкому уровню кислорода, с обеднением смеси и ростом концентрации кислорода в отработавших газах напряжение растет.
Напряжение достигает пикового значения при стехиометрическом соотношении в смеси 14,7 частей (весовых) воздуха и 1 части топлива. Вокруг этого значения напряжение, приходящее в ЭБУ от датчика, меняется в широких пределах, изменяя широту импульса открытия форсунки.
Система вентиляции картерных газов снижает выпуск несгоревших углеводородов из картера в атмосферу. Система замкнута, газы и пары масла извлекаются из картера и подаются во впускной коллектор через маслоотделитель с проволочной сеткой для дожигания в процессе нормального сгорания в цилиндрах.
При всех режимах работы двигателя картерные газы удаляются под действием повышенного давления в картере.
Для обеспечения правильной работы системы шланги и калиброванные втулки надо периодически прочищать.
Система улавливания паров топлива минимизирует попадание в атмосферу несгоревших паров топлива. Топливный бак сообщается с атмосферой через угольный адсорбер, установленный в передней правой части подкапотного пространства за опорой бампера. Адсорбер улавливает пары топлива из бака при стоянке автомобиля и сохраняет их до момента пуска и прогрева двигателя. Клапан продувки по команде ЭБУ откроется, и пары через впускной коллектор попадут в цилиндры, где сгорят в обычном режиме.
Рис. 3.113 . Схема системы улавливания паров топлива: 1 – впускной коллектор; 2 – электромагнитный клапан системы улавливания паров топлива; 3 – адсорбер; 4 – топливный бак; М – отверстие для сообщения с атмосферой; А, В – соединительные шланги |
Схема работы системы представлена на рис. 3.113, адсорбер изображен на рис. 3.114.
Рис. 3.114 . Адсорбер: 1 – трубопровод от топливного бака; 2 – электромагнитный клапан продувки адсорбера; 3 – трубопровод к впускному коллектору; 4 – отверстие для сообщения с атмосферой |