Двигатели с блоком цилиндров из алюминиевого сплава
Рис. 3.61. Блок цилиндров из алюминиевого сплава: 1 — блок цилиндров; 2 — корпус нижних крышек коренных подшипников коленчатого вала |
Блок цилиндров двигателей рабочим объемом 1,1; 1,4 л отлит из алюминиевого сплава и подвергнут термообработке. В верхней и средней частях блока сделаны отверстия для установки гильз цилиндров. В нижней части гильзы имеется шлифованный пояс, в котором сделана проточка для установки уплотнительного резинового кольца. Уплотнение в верхней части обеспечивается прокладкой головки блока цилиндров. Высота блока цилиндров А дана на рис. 3.61. Высота блока цилиндра для различных двигателей дана в табл. 3.5.
Таблица 3.5 Высота блока цилиндров
Тип двигателя | A±0,05 мм |
TU9-TU1-TU2.4 | 187,48 |
TU3-TU2J2 | 206,98 |
Предупреждение Корпус нижних крышек коренных подшипников обрабатывается совместно с блоком цилиндров. Поэтому корпуса невзаимозаменяемы. Установка на блок цилиндров корпуса нижних крышек коренных подшипников от другого двигателя не допускается. |
Герметичность блока цилиндров обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом 1 ( рис. 3.62).
Диаметры гильз цилиндров (размер B) разбиты на 3 класса. Класс гильзы можно определить (см. выноску E) двумя способами:
— по штриху (насечке), нанесенному на торце гильзы сверху;
— по надписи (буква+штрих).
Идентификация классов:
— гильза класса A — надпись или один штрих;
— гильза класса B — надпись или два штриха;
— гильза класса C — надпись или три штриха.
Предупреждение При сборке двигателя в гильзы следует устанавливать поршни того же класса, что и гильза. |
Размеры гильзы цилиндров даны в таб. 3.6.
Таблица 3.6 Размеры гильз цилиндров
Кодовое обозначение двигателя | Размер (внутренний диаметр) B (см. рис. 3.62 ), мм | Размер (высота) (см. рис. 3.62 ), мм | |||
класс A | класс B | класс C | C | D | |
TU9 | от 70 до 70,01 | от 70,01 до 70,02 | от 70,02 до 70,03 | 85+0,030 | |
TU1 | от 72 до 72,01 | от 72,01 до 72,02 | от 72,02 до 72,03 | ||
TU2J2-TU3 | от 75 до 75,01 | от 75,01 до 75,02 | от 75,02 до 75,03 | 90±0,015 | 135,4 |
TU2.4 | 85+0,030 | 120,9 |
Допуск плоскостности блока цилиндров составляет 0,05 мм.
Двигатели с чугунным блоком цилиндров
Блок цилиндров двигателей рабочим объемом 1,6 л изготовлен из специального низколегированного чугуна, цилиндры выполнены непосредственно в блоке.
Выноска A ( рис. 3.63): идентификационная метка (R1), выгравирована на блоке цилиндров — ремонтный размер. Некоторые размеры блока цилиндров из чугуна даны в табл. 3.7.
Таблица 3.7 Размеры блока цилиндров из чугуна
Кодовое обозначение двигателя | Размер (внутренний диаметр) С ( рис. 3.63 ), мм | Номинальный размер (высота) В ( рис. 3.63 ), мм | ||
номинальный | ремонтный | |||
TU3 | 75 | 75,4 | 265,23 | |
TU5 | 78,5 | 78,9 |
Предусмотрена возможность расточки цилиндров под ремонтные поршни. После расточки цилиндров их поверхности необходимо отхонинговать.
Рис. 3.64а. Допуск формы и положения цилиндров в блоке: G — отклонение оси цилиндра от вертикали; H — соответствие норме формы цилиндра; I — плоскостность |
Провести измерение диаметров в направлениях V, X, Y, Z ( рис. 3.64б).
Измеренные значения (в мм) должны располагаться в диапазоне:
— для двигателей TU3: 75 =< V, X, Y, Z =< 75,018;
— для двигателей TU5: 78,5 =< V, X, Y, Z =< 78,518.
Максимальный разброс между 12 измерениями — 0,018 мм.
Крышки коренных подшипников обрабатываются совместно с блоком цилиндров. Поэтому они невзаимозаменяемы и для различия имеют метки на наружной поверхности.