Снятие и установка головки цилиндров
Снятие
| Не допускайте попадания грязи в систему питания и ТНВД! |
| Демонтаж головки должен производиться с полностью остывшего двигателя. Заранее приготовьте новую уплотнительную прокладку головки цилиндров. |
Двигатели 1.7 л SOHC
|
- Отсоедините и снимите аккумуляторную батарею (см. Главу Электрооборудование двигателя).
- Опорожните систему охлаждения. Выверните крепежные болты и снимите воздухоочиститель в сборе с воздуховодами и измерителем массы воздуха (см. Главу Системы охлаждения, отопления).
| - Отсоедините генератор от регулировочной планки и верхнего заднего опорного кронштейна. Ослабьте нижний болт крепления генератора, снимите ремень привода генератора и разверните генератор назад.
| | - Снимите крышку газораспределительного механизма (см. Снятие и установка крышки газораспределительного механизма).
- Высвободите из фиксаторов и воздушные рукава, проложенные между турбокомпрессором и интеркулером и интеркулером и впускным трубопроводом (см. Главу Системы питания и выпуска).
| - Отсоедините от вакуумного насоса (4) на левой стороне корпуса газораспределительного механизма трубку сервопривода тормозного усилителя и вакуумную линию (2) и (3).
| | - Отсоедините электропроводку от датчика температуры охлаждающей жидкости, датчика давления наддува и электромагнитного клапана EGR.
- Отсоедините электропроводку от корпуса газораспределительного механизма и отведите ее в сторону.
- Ослабьте крепежные хомуты и отсоедините верхний радиаторный шланг от патрубков на фланце и радиаторе.
| - Отсоедините линии подачи и возврата топлива от корпуса газораспределительного механизма.
| | - Отпустите хомуты и отсоедините шланг расширительного бачка от верхнего переднего патрубка корпуса термостата и корпуса газораспределительного механизма. Отведите шланг в сторону.
- Снимите элементы крепления между собой топливных линий, — постарайтесь запомнить установочное положение компонентов.
- Начисто протрите штуцерные разъемы форсунок и выхода ТНВД (4 штуки), затем ослабьте их накидные гайки. Ослабляя гайки штуцерных соединений ТНВД, удерживайте штуцеры от проворачивания вторым ключом. Отпустив гайки, поочередно снимите топливные трубки с двигателя. Чистой ветошью соберите следы пролитого топлива. Во избежание попадания в систему питания грязи закупорьте форсунки, штуцеры и наконечники трубок чистыми пластиковыми пробками. Отсоедините от первой форсунки линию возврата топлива.
- Отдайте две гайки и отсоедините электропроводку от свечей накаливания 2-го и 3-го цилиндров.
- Отпустите штуцерный разъем и отсоедините маслоподающую трубку турбокомпрессора от блока цилиндров (см. Главу Системы питания и выпуска).
- Отсоедините маслоподающую трубку от турбокомпрессора (см. Главу Системы питания и выпуска).
- Выверните крепежный болт и отсоедините возвратную масляную трубку турбокомпрессора от верхней части поддона картера. Снимите уплотнительные шайбы.
- Отсоедините опорный кронштейн выпускного коллектора от блока цилиндров и выпускного коллектора. Выверните крепежные гайки и отсоедините приемную трубу системы выпуска отработавших газов от выпускного коллектора.
- Выверните крепежный болт и отсоедините опорный кронштейн электропроводки и трубки возврата топлива от левой задней части головки цилиндров.
- Выверните два крепежных болта и снимите корпус термостата с правой задней части головки цилиндров. Отделите кожух от металлической трубки охлаждения в задней части блока цилиндров, — обратите внимание на два уплотнительных кольца, и отведите его в сторону вместе со шлангом отопителя.
| - Действуя в последовательности, обратной указанной, постепенно, по пол-оборота за подход, равномерно ослабьте десять болтов крепления головки до появления возможности отдавания их вручную.
| | - Снимите болты крепления головки вместе с шайбами.
- Снимите корпус газораспределительного механизма с головки, приготовьте восемь чистых полиэтиленовых пакетиков или пластиковых стаканчиков и промаркируйте их в соответствии с нумерацией клапанов. Снимите рычаги привода клапанов, фиксирующие их фигурные шайбы и гидрокомпенсаторы, — разложите компоненты по пакетикам/ стаканчикам в соответствии с нанесенной маркировкой.
- Прибегнув к помощи ассистента снимите достаточно тяжелую головку цилиндров с блока. Снимите уплотнительную прокладку, — постарайтесь не потерять две направляющие втулки, установленные в блоке цилиндров. Если втулки посажены свободно и легко вынимаются, извлеките их и уберите в надежное место. Не выбрасывайте старую прокладку, — она может быть использована в качестве образца при приобретении новой.
| |
Описание процедуры разборки головки цилиндров в случае необходимости проведения ее восстановительного ремонта, см. Общий и капитальный ремонт двигателя.
Двигатели 1.7 л DOHC
|
- Опорожните систему охлаждения. Выверните крепежные болты и снимите воздухоочиститель в сборе с воздуховодами и измерителем массы воздуха (см. Главу Системы охлаждения, отопления).
- Снимите зубчатое колесо распределительного вала (см. Снятие и установка натяжителя ремня и зубчатых колес привода ГРМ (двигатели 1.7 л).
- Выверните и болты крепления задней крышки газораспределительного ГРМ к корпусу газораспределительного механизма и головке блока.
- Снимите корпус газораспределительного механизма (см. Снятие и установка корпуса газораспределительного механизма (двигатели 1.7 л DOHC), снимите распределительные валы. Приготовьте 16 чистых полиэтиленовых пакетиков или пластиковых стаканчиков и промаркируйте их в соответствии с нумерацией клапанов. Извлеките из своих посадочных гнезд в головке цилиндров толкатели и сложите их вместе с регулировочными шайбами в соответствующим образом промаркированные пакетики/ стаканчики.
- Выверните три крепежных болта и снимите с выпускного коллектора термозащитный экран.
- Выверните болты и гайки крепления выпускного коллектора к головке цилиндров. Снимите шайбы. С помощью головки типа TORX выверните две шпильки крепления коллектора и, потянув, снимите коллектор с двигателя. Альтернативный способ демонтажа выпускного коллектора изложен в Главе Системы питания и выпуска.
| - Выверните крепежные болты и снимите клапан EGR.
| | - Отсоедините от форсунок топливные трубки (см. Главу Системы питания и выпуска).Начисто протрите выходные штуцерные разъемы ТНВД (4 штуки), затем ослабьте их накидные гайки. Ослабляя гайки штуцерных соединений ТНВД, удерживайте штуцеры от проворачивания вторым ключом. Отпустив гайки, поочередно снимите топливные трубки с двигателя. Чистой ветошью соберите следы пролитого топлива. Во избежание попадания в систему питания грязи закупорьте форсунки, штуцеры и наконечники трубок чистыми пластиковыми пробками. Отсоедините от первой форсунки линию возврата топлива.
| - Отсоедините вакуумный шланг и разъем электропроводки от электромагнитного клапана EGR.
| | - Отсоедините от ТНВД шланг возврата топлива.
| | - Отсоедините электропроводку от датчика давления наддува, установленного за клапаном EGR на впускном коллекторе.
| | - Отсоедините электропроводку от свечей накаливания (см. Главу Электрооборудование двигателя).
| - Отпустите хомут и отсоедините шланг системы охлаждения от левой задней части головки цилиндров.
| | - Отсоедините электропроводку от датчика температуры охлаждающей жидкости. Выверните крепежные болты и снимите корпус термостата с левой задней части головки цилиндров.
| | - Действуя последовательности, обратной указанной, постепенно, по пол-оборота за подход, равномерно ослабьте десять болтов крепления головки до появления возможности отдавания их вручную.
| | - Снимите болты крепления головки вместе с шайбами.
| - Прибегнув к помощи ассистента снимите достаточно тяжелую головку цилиндров с блока. Снимите уплотнительную прокладку, — постарайтесь не потерять две направляющие втулки, установленные в блоке цилиндров. Если втулки посажены свободно и легко вынимаются, извлеките их и уберите в надежное место. Не выбрасывайте старую прокладку, — она может быть использована в качестве образца при приобретении новой.
| | |
Описание процедуры разборки головки цилиндров в случае необходимости проведения ее восстановительного ремонта, см. Общий и капитальный ремонт двигателя.
Двигатели 2.0 л
|
- Опорожните систему охлаждения (см. Главу Системы охлаждения, отопления).
- Выполните операции, описанные выше (см. Снятие и установка распределительного вала(ов) и компонентов привода клапанов — Снятие, Двигатели 2.0 л — пп. 1-13), — обратите внимание, что для подъема двигателя потребуется тележечный домкрат, — с целью распределения нагрузки проложите между головкой домкрата и поддоном картера деревянный брусок.
| - Протрите начисто места подсоединения топливных шлангов, выверните штуцерные болты и снимите уплотнительные шайбы. Отсоедините от насоса шланг возврата топлива, высвободите шланги из промежуточных фиксаторов и отведите их в сторону от головки.
| | -
Снимите впускной трубопровод и выпускной коллектор (см. Главу Системы питания и выпуска). Если головка не подлежит ремонту, она может быть снята в сборе с трубопроводом и коллектором: - На моделях с высоконапорным турбонаддувом снимите впускные воздуховоды и металлическую трубку с турбокомпрессора.
- Выверните болты крепления маршрутного желоба электропроводки к верхней части впускного трубопровода и отведите его в сторону от двигателя. Отсоедините трубопровода электропроводку датчика положения коленчатого вала (CKP);
- Снимите топливные трубки, идущие от ТНВД к форсункам. Отсоедините вакуумные шланги от клапана переключения впускного трубопровода и клапана EGR;
- Отсоедините электропроводку от свечей накаливания и снимите термозащитный экран турбокомпрессора;
- Отсоедините масляные трубки турбокомпрессора от блока цилиндров. Отсоедините вакуумный шланг диафрагмы;
- Снимите термозащитный экран стартера. Выверните крепежные болты и снимите направляющую электропроводки и опорный кронштейн выпускного коллектора с задней части блока цилиндров.
| - Отпустите хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения от передней и задней частей левой стенки головки цилиндров.
| | - Выверните верхний крепежный болт и отведите генератор от головки цилиндров.
| - Выверните три болта крепления правой стороны головки цилиндров к верхней части крышки газораспределительной цепи и единственный болт крепления головки к блоку.
| | - Действуя в последовательности, обратной указанной, постепенно, по пол-оборота за подход, ослабьте десять главных болтов крепления головки настолько, чтобы появилась возможность выворачивания их от руки.
| | - Снимите болты в комплекте с шайбами.
- С помощью ассистента поднимите головку и снимите ее с двигателя. Снимите уплотнительную прокладку. Обратите внимание на две направляющие втулки, установленные в верхней части головки цилиндров, — если втулки имеют свободную посадку, снимите их и уберите в надежное место. Старую прокладку разумно будет сохранить с целью идентификации по ней новой.
| Не кладите головку на нижнюю сопрягаемую поверхность, подложите под головку деревянные бруски так, чтобы они не касались свечей накаливания или распылителей форсунок, которые выступают из плоскости головки и могут быть повреждены, если головку положить непосредственно на верстак. | | |
Описание процедур восстановительного ремонта головки цилиндров см. Общий и капитальный ремонт двигателя.
Подготовка к установке
Все двигатели
|
- Тщательно зачистите и насухо протрите сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров. Используйте твердый пластиковый или деревянный скребок для удаления всех следов материала старой прокладки и нагара. Также очистите днища поршней. Будьте предельно осторожны — поверхности легко повредить. Помните, что грязь не должна попасть в маслотоки, водяные галереи каналы и резьбовые отверстия — закупорьте их пробками или заклейте скотчем. Для предотвращения попадания нагара в зазоры между поршнями и цилиндрами, набейте последние густой смазки, которую по завершении процедуры очистки легко будет удалить жесткой кистью. По завершении чистки протрите все поверхности чистой сухой ветошью.
- Обследуйте сопрягаемые поверхности головки и блока на наличие глубоких царапин, трещин и прочих повреждений. Небольшие дефекты можно устранить мелким шабером, в более серьезных случаях головку следует проточить, либо заменить.
- Удостоверьтесь в чистоте и сухость резьбовых отверстий, — на всякий случай продуйте их сжатым воздухом (можно воспользоваться велосипедным насосом). Присутствие в глухих отверстиях следов смазки может привести к разрушению блока при затягивании болтов в результате нарастания гидравлического давления.
- Болты крепления головки подлежат замене в обязательном порядке, вне зависимости от их текущего состояния.
- При помощи стальной линейки и щупа лезвийного типа проверьте плоскостность сопрягаемой поверхности головки (см. Общий и капитальный ремонт двигателя).
| - На данных двигателях величина зазора между головкой и поршнями регулируется толщиной прокладки. В левом переднем углу прокладки предусмотрены просечки, по количеству которых можно определить ее толщину.
| A. B. C. | Количество просечек | Толщина прокладки, мм | Двигатели 1.7 л SOHC | Двигатели 1.7 л DOHC | Двигатели 2.0 л | Без просечек | 1.30 | 1.45 | 1.20 | Одна просечка | 1.40 | 1.50 | 1.30 | Две просечки | 1.50 | 1.55 | 1.40 | - Требуемая толщина прокладки может быть вычислена также по величине выступания поршня над поверхностью блока (см. далее).
| - Приведите двигатель в положение ВМТ конца такта сжатия поршня первого цилиндра. Установите на блок циферблатный измеритель плунжерного типа, прижмите плунжер измерителя к сопрягаемой поверхности блока и обнулите прибор. Теперь переместите плунжер на поверхность днища поршня первого цилиндра и измерьте величину его выступания (на двигателях 1.7 л SOHC — в трех точках днища каждого поршня). Далее, действуя в аналогичной манере, определите величину выступания поршня четвертого цилиндра.
| A. B. C. | - Проверните коленчатый вал на пол-оборота с целью приведения в положения ВМТ поршней 3-го и 2-го цилиндров и повторите измерения. В заключение верните двигатель в положение ВМТ поршня первого цилиндра.
- На двигателях 1.7 л SOHC сложите все 12 полученных результатов (по три на каждый поршень) и поделите результат на 12; на двигателях 1.7 л DOHC и 2.0 л прокладка подбирается по максимальной величине выступания. С помощью приведенной ниже таблицы вычислите необходимую толщину новой прокладки.
Величина выступания поршня, мм | Требуемая прокладка | Двигатели 1.7 л SOHC | Двигатели 1.7 л DOHC | Двигатели 2.0 л | менее 0.80 | 0.63—0.696 | 0.40—0.50 | без просечек | 0.80—0.90 | 0.697—0.763 | 0.51—0.60 | одна просечка | 0.90 и более | 0.764—0.830 | 0.61—0.70 | две просечки | | На двигателях 1.7 л SOHC, если какой-либо из поршней выступает сильнее прочих более чем на 0.05 мм, устанавливайте прокладку большей толщины. Например, если средняя величина выступания составляет 0.79 мм, а одно из измерений составляет 0.85 мм (разница в 0.06 мм), используйте прокладку с одной просечкой. | | |
Установка
| Замена болтов крепления головки цилиндров производится в обязательном порядке, вне зависимости от их текущего состояния! |
Двигатели 1.7 л SOHC
|
- Чистой ветошью насухо протрите сопрягаемые поверхности блока и головки.
| - Удостоверьтесь в том, что две направляющие втулки установлены в свои гнезда. Уложите на сопрягаемую поверхность блока цилиндров новую уплотнительную прокладку, — прокладка укладывается маркировкой отметкой «OBEN/TOP» вверх и вперед по двигателю.
| | - С целью предотвращения контакта поршней и клапанов проверните коленчатый вал против часовой стрелки на 90°.
- При помощи ассистента аккуратно установите головку на блок цилиндров, — проследите за правильностью попадания направляющих втулок в ответные гнезда.
| - Смажьте гидрокомпенсаторы, фиксирующие шайбы и рычаги привода клапанов чистым двигательным маслом и установите компоненты на свои штатные места. Смажьте трущиеся поверхности рычагов привода клапанов молибденсодержащей смазкой типа «Моликот А».
| | - Нанесите слой подходящего герметика (проконсультируйтесь на станции техобслуживания) на верхнюю сопрягаемую поверхность головки цилиндров.
| | - Аккуратно установите корпус газораспределительного механизма (с вложенным в него распределительным валом) на головку цилиндров.
- Смажьте тонким слоем масла резьбовую часть и нижнюю сторону головок болтов чистым двигательным маслом, затем вверните болты и затяните их от руки.
| - Действуя в строго определенной последовательности, в несколько приемов равномерно, затяните болты головки с усилием 1-й стадии.
| | - В прежнем порядке дотяните болты на углы сначала 2-й, затем — 3-й и 4-й стадий, — воспользуйтесь угломерной насадкой, либо нанесите краской или маркером опорные метки.
| - Установите корпус термостата на правую сторону головки цилиндров, используя новые уплотнительные кольца на концах трубки охладительного тракта в задней части блока цилиндров, а также между корпусом термостата и головкой цилиндров. Удостоверьтесь в том, что металлическая трубка в задней части блока цилиндров совместилась с корпусом. Затяните крепежные болты с требуемым усилием.
| | - Установите маслоподающую трубку на блок цилиндров и турбокомпрессор, затянув с требуемым усилием штуцерные болты.
- Установите опорный кронштейн на генератор и турбокомпрессор, — проследите, чтобы крепеж был затянут с требуемым усилием.
- Нанесите герметик на сопрягаемую поверхность приемной трубы системы выпуска отработавших газов и прокладку и установите их на выпускной коллектор. Затяните гайки с требуемым усилием.
- Прикрепите опорный кронштейн к выпускному коллектору и блоку и затяните болты его крепления с требуемым усилием.
- Присоедините возвратную масляную трубку турбокомпрессора к верхней части поддона картера, — не забудьте заменить уплотнительные шайбы.
- Установите заднюю крышку ремня привода ГРМ, кронштейн опоры подвески силового агрегата, промежуточный ролик, зубчатое колесо распределительного вала и газораспределительный ремень (см. Снятие и установка натяжителя ремня и зубчатых колес привода ГРМ (двигатели 1.7 л) и Снятие и установка ремня привода ГРМ).
- Установите правую опору подвески силового агрегата и нижнюю и верхнюю секции крышки газораспределительного ремня ГРМ (см. Снятие и установка крышки привода ГРМ).
- Установите шкив коленчатого вала (см. Снятие и установка шкива коленчатого вала). Установите переднее колесо и опустите автомобиль на землю.
- Подсоедините электропроводку к свечам накаливания. Надежно затяните гайки.
- Установите шланги охладительного тракта на выходной патрубок и закрепите последний на крышке корпуса газораспределительного механизма.
- Подсоедините топливные линии ТНВД к корпусу газораспределительного механизма.
- Подсоедините шланг охладительного тракта к корпусу термостата и верхнему патрубку радиатора. Надежно затяните крепежные хомуты.
- Подсоедините к корпусу термостата электропроводку.
- Подсоедините разъемы электропроводки к датчику температуры, датчику давления наддува и электромагнитному клапану EGR.
- Подсоедините шланги вентиляции картера к крышке корпуса газораспределительного механизма, надежно затяните крепежные хомуты.
- Подсоедините к вакуумному насосу вакуумный шланг и трубку сервопривода тормозного усилителя.
- Подсоединение воздушный рукав, соединяющий турбокомпрессор с интеркулером, - проследите за надежностью фиксации патрубка крепежными хомутами.
- Установите генератор на регулировочную планку и затяните с требуемым усилием нижний болт крепления генератора.
- Установите ремни привода вспомогательных агрегатов (см. Главу Текущее обслуживание).
- Установите корпус воздухоочистителя с воздуховодами и датчиком MAF (см. Главу Системы питания и выпуска).
- Заполните систему охлаждения (см. Главу Системы охлаждения, отопления).
- Проверьте уровень масла в двигателе , в случае необходимости произведите соответствующую корректировку.
- Затяните с требуемым усилием болты крепления колеса.
- Установите и подключите аккумуляторную батарею.
- Запустите двигатель и проверьте его на наличие признаков развития утечек. Прогрев двигатель до нормальной рабочей температуры, дотяните болты крепления головки цилиндров на угол 5-й стадии затягивания (см. Спецификации).
| |
Двигатели 1.7 л DOHC
|
- Чистой ветошью насухо протрите сопрягаемые поверхности блока и головки.
| - Удостоверьтесь в том, что направляющие втулки установлены на свои места.
| | - С целью предотвращения контакта клапанов с поршнями проверните коленчатый вал против часовой стрелки на 60° от ВМТ.
- С помощью ассистента установите головку на блок, — проследите за попаданием направляющих втулок в ответные гнезда.
- Смажьте тонким слоем масла резьбовую часть и нижнюю сторону головок болтов чистым двигательным маслом, затем вверните болты и затяните их от руки.
| - Двигаясь от середины к краям, в несколько приемов равномерно, затяните болты головки с усилием 1-й стадии.
| | - В прежнем порядке дотяните болты на углы сначала 2-й, затем — 3-й, 4-й и 5-й стадий, — воспользуйтесь угломерной насадкой, либо нанесите краской или маркером опорные метки.
- Дальнейшая установка производится в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов. Обратите внимание на следующие моменты:
- Перед установкой газораспределительного ремня поверните коленчатый вал в нормальном направлении (по часовой стрелке) до совмещения меток ВМТ;
- После установки форсунок и топливных трубок проверьте систему питания на наличие признаков развития утечек (см. Главу Системы питания и выпуска);
- Удостоверьтесь в правильности прокладки электропроводки;
- Проверьте установку клапанных зазоров, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку (см. Проверка и регулировка зазоров клапанов (двигатели 1.7 л DOHC));
- В завершение, заправьте систему охлаждения (см. Главу Системы охлаждения, отопления).
| |
Двигатели 2.0 л
| При установке потребуются также новые болты крепления успокоителя верхней цепи и болт крепления звездочки распределительного вала. |
|
- Чистой ветошью насухо протрите сопрягаемые поверхности блока и головки.
| - Удостоверьтесь в том, что направляющие втулки установлены на свои места. Уложите на сопрягаемую поверхность блока новую уплотнительную прокладку.
| | - Удостоверьтесь в том, что коленчатый вал находится в ВМТ и заблокирован, кулачки привода клапанов первого цилиндра развернуты рабочими выступами вверх, а и паз в торцевой поверхности цапфы вала развернут параллельно срезу головки (контрольное отверстие вверху).
- При помощи ассистента установите головку на блок цилиндров, — проследите за попаданием направляющих втулок в ответные гнезда. Устанавливая головку, проденьте в нее газораспределительную цепь и закрепите ее на поверхности головки с помощью отвертки или подходящего стержня.
- Смажьте тонким слоем масла резьбовую часть и нижнюю сторону головок болтов чистым двигательным маслом, затем вверните болты и затяните их от руки.
| - Действуя в строго определенной последовательности, в несколько приемов равномерно, затяните болты головки с усилием 1-й стадии.
| | - В прежнем порядке дотяните болты на углы сначала 2-й, затем — 3-й, 4-й, 5-й и 6-й стадий, — воспользуйтесь угломерной насадкой, либо нанесите краской или маркером опорные метки.
- Вверните болты крепления головки к крышке газораспределительной цепи и блоку цилиндров и затяните их с требуемым усилием.
- Разверните генератор в штатное положение и затяните верхний болт его крепления с требуемым усилием (см. Главу Электрооборудование двигателя).
- Присоедините шланги системы охлаждения к головке цилиндров и закрепите их хомутами.
- Установите впускной трубопровод, выпускной коллектор и сопутствующие компоненты (см. Главу Системы питания и выпуска).
- Установите звездочку распределительного вала (см. Снятие и установки цепей и звездочек привода ГРМ, проверка состояния компонентов (двигатели 2.0 л).
- Установите новые уплотнительные шайбы на штуцерные разъемы топливопроводов ТНВД. Затяните разъемы с требуемым усилием (см. Главу Системы питания и выпуска).
- В завершение, заправьте систему охлаждения (см. Главу Системы охлаждения, отопления).
| |