Снятие и установка головки цилиндров
| Приступайте к выполнению работы только после полного остывания двигателя! |
Снятие
|
- Отсоедините и снимите аккумуляторную батарею (см. Главу Электрооборудование двигателя).
- Опорожните систему охлаждения (см. Главу Системы охлаждения, отопления).
- Выверните свечи зажигания и снимите ремень привода вспомогательных агрегатов (см. Главу Текущее обслуживание).
- Снимите ремень привода ГРМ (см. Снятие и установка ремня привода ГРМ).
- Выверните крепежные болты и снимите кронштейн крепления двигателя с правой стороны головки цилиндров.
- Снимите впускной трубопровод и выпускной коллектор (см. Главу Системы питания и выпуска). Если головка цилиндров не подлежит обслуживанию, она может быть снята в сборе с трубопроводом и коллектором:
- Отсоедините электропроводку от потенциометра положения дроссельной заслонки, регулятора оборотов холостого хода (ISC), инжекторов впрыска топлива, клапана рециркуляции отработавших газов (EGR), клапана продувки угольного адсорбера и лямбда-зонда.
- Сбросьте давление в системе питания и отсоедините топливные линии от топливной магистрали. Отсоедините также все вакуумные шланги и шланги системы охлаждения от впускного трубопровода/ корпуса дросселя.
- Снимите опорный кронштейн от впускного коллектора, также снимите верхний кронштейн крепления генератора.
- Отсоедините трос акселератора.
- Отсоедините от выпускного коллектора приемную трубу системы выпуска отработавших газов в сборе с опорным кронштейном.
- Отсоедините электропроводку от лямбда-зонда.
- Снимите крышку газораспределительного механизма (см. Снятие и установка крышки газораспределительного механизма).
- Снимите зубчатое колесо распределительного вала (см. Снятие и установка натяжителя газораспределительного ремня и зубчатых колес привода ГРМ).
- Выверните болты крепления задней крышки привода ГРМ к корпусу газораспределительного механизма.
- Отсоедините электропроводку от модуля зажигания, датчика температуры охлаждающей жидкости (ECT), датчиков детонации (KS) и положения коленчатого вала (CKP). Отдайте болт крепления шины заземления в передней части головки и снимите с головки защитный кожух электропроводки.
- Отпустите крепежные хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения от кожуха термостата.
- Удостоверьтесь, что все шланги, трубки, провода и прочие коммуникационные линии отсоединены и не мешают демонтажу головки цилиндров.
| - Действуя в порядке, обратном показанному, постепенно, по четверти оборота за подход, ослабьте болты крепления головки цилиндров настолько, чтобы появилась возможность выворачивания их вручную. Снимите болты с головки в комплекте со своими шайбами.
| | - Подняв вверх, отделите от головки корпус газораспределительного механизма, — в случае необходимости обстучите корпус с боков молотком с мягким бойком.
| | | Ни в коем случае не поддевайте корпус рычагом во избежание повреждения сопрягаемых поверхностей! Пометьте положение двух направляющих втулок, снимите их с головки и уберите в надежное место. | | - Отделите головку цилиндров от блока, — постарайтесь не выронить рычаги привода клапанов и маслоотражательные колпачки. В случае необходимости легонько обстучите головку с боков молотком с мягким бойком, — ни в коем случае НЕ ПОДДЕВАЙТЕ ее рычагом (см. предупреждение выше)! Пометьте положение двух направляющих втулок, снимите их и уберите в надежное место.
| | - Снимите уплотнительную прокладку, — пока не выбрасывайте прокладку с целью идентификации по ней новой.
| |
Подготовка к установке
|
- Тщательно зачистите и насухо протрите сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров. Используйте твердый пластиковый или деревянный скребок для удаления всех следов материала старой прокладки и нагара. Также очистите днища поршней. Будьте предельно осторожны, — поверхности легко повредить. Помните, что грязь не должна попасть в маслотоки, водяные галереи каналы и резьбовые отверстия — закупорьте их пробками или заклейте скотчем. Для предотвращения попадания нагара в зазоры между поршнями и цилиндрами, набейте последние густой смазки, которую по завершении процедуры очистки легко будет удалить жесткой кистью. По завершении чистки протрите все поверхности чистой сухой ветошью.
- Обследуйте сопрягаемые поверхности головки и блока на наличие глубоких царапин, трещин и прочих повреждений. Небольшие дефекты можно устранить мелким шабером, в более серьезных случаях головку следует проточить, либо заменить.
- Удостоверьтесь в чистоте и сухость резьбовых отверстий, — на всякий случай продуйте их сжатым воздухом (можно воспользоваться велосипедным насосом). Присутствие в глухих отверстиях следов смазки может привести к разрушению блока при затягивании болтов в результате нарастания гидравлического давления.
- Болты крепления головки подлежат замене в обязательном порядке, вне зависимости от их текущего состояния.
- При помощи стальной линейки и щупа лезвийного типа проверьте плоскостность сопрягаемой поверхности головки (см. Общий и капитальный ремонт двигателя).
- Замените болты крепления головки цилиндров, — болты подлежат замене в обязательном порядке вне зависимости от их текущего состояния.
| |
Установка
|
- Приведите поршень первого цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия.
- Чистой ветошью насухо протрите сопрягаемые поверхности блока и головки.
| - Удостоверьтесь в том, что обе направляющие втулки установлены в свои гнезда.
| | - Уложите на сопрягаемую поверхность блока цилиндров новую уплотнительную прокладку, — прокладка укладывается маркировкой «OBEN/TOP» вверх.
| | - Установите головку на блок цилиндров — проследите за правильностью попадания направляющих втулок в приемные гнезда.
- Насухо протрите чистой ветошью сопрягаемые поверхности головки и корпуса газораспределительного механизма. Удостоверьтесь в правильности установки рычагов привода клапанов, маслоотражательных колпачков и гидравлических компенсаторов.
| - Нанесите слой подходящего герметика (проконсультируйтесь на станции техобслуживания) на верхнюю сопрягаемую поверхность головки цилиндров.
| | - Установите направляющие втулки и смажьте чистым двигательным маслом рычаги привода клапанов.
- Аккуратно установите корпус газораспределительного механизма (с вложенным в него распределительным валом) на головку цилиндров, проследите за правильностью попадания направляющих втулок в приемные гнезда, — проследите за правильностью попадания направляющих втулок в приемные гнезда.
| - Наденьте на НОВЫЕ болты крепления корпуса газораспределительного механизма/ головки цилиндров шайбы, затем вверните болты и затяните их от руки.
| | - Действуя в строго определенной последовательности, в несколько приемов равномерно, затяните болты с усилием 1-й стадии.
| | - В прежнем порядке дотяните болты на углы сначала 2-й, затем — 3-й и 4-й стадий, — воспользуйтесь угломерной насадкой, либо нанесите краской или маркером опорные метки.
- Вверните болты крепления задней крышки привода ГРМ и затяните их с требуемым усилием.
- Удостоверьтесь в правильности установки кронштейна правой опоры подвески силового агрегата и затяните болты его крепления с требуемым усилием.
- Установите зубчатое колесо распределительного вала (см. Снятие и установка натяжителя газораспределительного ремня и зубчатых колес привода ГРМ) и газораспределительный ремень (см. Снятие и установка ремня привода ГРМ).
- Восстановите исходное подсоединение электропроводки, проследите за правильностью прокладки жгутов и надежностью крепления их во всех предусмотренных промежуточных фиксаторах.
- Подсоедините к корпусу термостата шланги охладительного тракта, — проследите за надежностью затягивания крепежных хомутов.
- Установите на место впускной трубопровод и выпускной коллектор (см. Главу Системы питания и выпуска).
- Установите на место защиту картера и правое переднее колесо. Опустите автомобиль на землю и затяните колесные болты с требуемым усилием.
- Удостоверьтесь в правильности и надежности подсоединения всех шлангов, затем произведите заправку системы охлаждения (см. Главу Системы охлаждения, отопления).
- Подсоедините аккумуляторную батарею.
- Запустите двигатель и проверьте его на наличие признаков развития утечек рабочих жидкостей.
| |