ПРОВЕРКА
ОСЕВОЙ ЛЮФТ КОЛЕНВАЛА
При помощи индикатора (А) измерьте зазор между упорными подшипниками и плечом кривошипа, перемещая коленвал вперед и назад.
Стандарт и предел: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если измеренное значение превышает предел, замените упорные подшипники и проведите измерение повторно. Если зазор все еще превышает предел, замените также и коленвал.
БОКОВОЙ ЗАЗОР ШАТУНА
При помощи щупа (А) измерьте боковой зазор между шатуном и плечом кривошипа.
Стандарт: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если измеренное значение превышает предел, замените шатун и проведите измерение повторно. Если зазор все еще превышает предел, замените также и коленвал.
МАСЛЯНЫЙ ЗАЗОР МЕЖДУ ПОРШНЕМ И ПОРШНЕВЫМ ПАЛЬЦЕМ
Внутренний диаметр отверстия под поршневой палец
При помощи нутромера измерьте внутренний диаметр отверстия под поршневой палец.
Стандарт: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
Наружный диаметр поршневого пальца
При помощи микрометра измерьте наружный диаметр поршневого пальца.
Стандарт: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
Масляный зазор между поршнем и поршневым пальцем
(Масляный зазор поршневого пальца) = (диаметр отверстия под поршневой палец) - (наружный диаметр поршневого пальца)
Стандарт: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если полученный зазор отличается от нормы, замените поршень и поршневой палец в сборе.
БОКОВОЙ ЗАЗОР ПОРШНЕВОГО КОЛЬЦА
При помощи щупа измерьте зазор между поршневым кольцом и канавкой под поршневое кольцо.
Стандарт и предел: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если измеренное значение превышает предел, замените поршневое кольцо и проведите измерение повторно. Если зазор все еще превышает предел, замените также и поршень.
ЗАЗОР В ЗАМКЕ ПОРШНЕВОГО КОЛЬЦА
• Убедитесь, что внутренний диаметр цилиндров в пределах нормы. См. ниже раздел «Зазор между поршнем и стенкой цилиндра».
• Смажьте поршень и поршневое кольцо свежим моторным маслом и протолкните поршневое кольцо поршнем до середины цилиндра и при помощи щупа измерьте зазор в замке.
Стандарт и предел: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если измеренное значение превышает предел, замените поршневое кольцо.
ИЗГИБ И КРУЧЕНИЕ ШАТУНА
Выполните проверку при помощи приспособления для проверки соосности головок шатуна.
Предел: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если кручение или изгиб превышает предел, замените шатун в сборе.
ДИАМЕТР БОЛЬШОЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА
• Установите крышку шатуна без подшипника и затяните болты шатуна с требуемым моментом. См. выше.
• Измерьте внутренний диаметр большой головки шатуна при помощи нутромера.
Стандарт: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если внутренний диаметр отличается от нормы, замените шатун в сборе.
МАСЛЯНЫЙ ЗАЗОР ВТУЛКИ МАЛОЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА
Внутренний диаметр втулки малой головки шатуна
Измерьте внутренний диаметр втулки малой головки шатуна при помощи нутромера.
Стандарт: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
Наружный диаметр поршневого пальца
Измерьте наружный диаметр поршневого пальца при помощи микрометра.
Стандарт: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
Масляный зазор втулки малой головки шатуна
(Масляный зазор втулки малой головки шатуна) = (внутренний диаметр малой головки шатуна) - (наружный диаметр поршневого пальца)
Стандарт: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если полученное значение отличается от нормы, замените шатун в сборе и/или поршень и поршневой палец в сборе.
• При замене шатуна в сборе подберите подшипник шатуна, руководствуясь разделом «Масляный зазор подшипника большой головки шатуна» ниже.
КОРОБЛЕНИЕ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
• При помощи скребка удалите следы прокладки с поверхности блока цилиндров, а также удалите масло, накипь, нагар и прочие загрязнения.
Внимание: Не допускайте попадания остатков прокладки в каналы для подвода масла или охлаждающей жидкости.
• Проверьте, не покороблена ли верхняя поверхность блока цилиндров, выполнив измерения в 6 различных направлениях при помощи линейки и щупа.
Предел: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если коробление превышает предел, замените блок цилиндров.
ВНУТРЕННИЙ ДИАМЕТР КОРПУСА КОРЕННОГО ПОДШИПНИКА
• Установите крышки без подшипников и затяните крепежные болты с требуемым моментом. См. выше.
• При помощи нутромера измерьте внутренний диаметр корпуса коренного подшипника.
• Проведите измерение в месте, показанном на рисунке (5 мм назад от переднего торца корпуса коренного подшипника), в 2 направлениях. Меньшее значение будет результатом измерения.
1: Блок цилиндров
2: Крышка коренного подшипника
Стандарт: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если диаметр отличается от нормы, замените блок цилиндров и крышки коренных подшипников в сборе.
Примечание: Блок цилиндров и крышки коренных подшипников изготавливаются за одно целое. Их замена производится только в комплекте.
ЗАЗОР МЕЖДУ ПОРШНЕМ И СТЕНКОЙ ЦИЛИНДРА
Внутренний диаметр цилиндра
При помощи нутромера проверьте каждый цилиндр и убедитесь, нет ли износа, овальности и конусности в 6 различных положениях: по осям «X» и «У» в точках «А», «В» и «С». («У» - продольная ось двигателя).
Примечание: При определении класса диаметра цилиндра проводите измерение в положении «В».
Стандартный внутренний диаметр
Предельный износ:
Овальность (разница между «X» и «У»);
Конусность (разница между «А» и «С»);
См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если измеренное значение превышает предел или если на внутренних стенках цилиндра имеются царапины и/или задиры, замените блок цилиндров.
Примечание: Поршни увеличенного ремонтного размера не предусмотрены.
Диаметр юбки поршня
Измерьте наружный диаметр юбки поршня при помощи микрометра.
Стандарт: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
Зазор между поршнем и стенкой цилиндра
• Выполните вычисления на основе значений наружного диаметра юбки поршня и внутреннего диаметра цилиндра (ось «X», точка «В»).
(Зазор) = (внутренний диаметр цилиндра) - (наружный диаметр юбки поршня)
Стандарт и предел: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если зазор превышает предел, замените поршень и поршневой палец в сборе и/или блок цилиндров.
ДИАМЕТР КОРЕННОЙ ШЕЙКИ КОЛЕНВАЛА
Измерьте наружный диаметр коренных шеек коленвала при помощи микрометра (А).
Стандарт: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если диаметр отличается от нормы, измерьте масляный зазор в коренных подшипниках. Затем воспользуйтесь подшипниками уменьшенного ремонтного размера. См. ниже раздел «Масляный зазор коренных подшипников».
ДИАМЕТР ШАТУННОЙ ШЕЙКИ КОЛЕНВАЛА
Измерьте наружный диаметр шатунных шеек при помощи микрометра.
Стандарт: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если диаметр отличается от нормы, измерьте масляный зазор в подшипниках шатуна. Затем воспользуйтесь подшипниками уменьшенного ремонтного размера. См. ниже раздел «Масляный зазор подшипников шатуна».
ОВАЛЬНОСТЬ И КОНУСНОСТЬ ШЕЕК КОЛЕНВАЛА
• При помощи микрометра измерьте все коренные и шатунные шейки в 4 различных точках, показанных на рисунке.
• Овальность определяется разностью размеров между осями «Х> и «У» в точках «А» и «В».
• Конусность определяется разностью размеров между точками «А» и «В» по осям «X» и «У».
Предел овальности
(разность между «X» и «У»):
Предел конусности (разность между «А» и «В»):
См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если измеренное значение превышает предел, перешлифуйте или замените коленвал.
• В случае перешлифовки измерьте масляный зазор перешлифованных коренных и/или шатунных шеек. Затем подберите коренной подшипник и/или подшипник шатуна. См. ниже разделы «Масляный зазор коренных подшипников» и «Масляный зазор подшипников шатуна».
БИЕНИЕ КОЛЕНВАЛА
• Поставьте призмы на эталонную поверхность и установите на них коленвал крайними шейками.
• Вертикально установите индикатор (А) на коренную шейку №3.
• Проворачивая коленвал, считайте показания индикатора (максимальное показание индикатора).
Предел: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если биение превышает предел, замените коленвал.
ШЯНЫЙ ЗАЗОР ПОДШИПНИКОВ ШАТУНА
Способ вычисления
• Установите подшипники в шатун и крышку и затяните болты шатуна с требуемым моментом. См. выше.
• При помощи нутромера измерьте внутренний диаметр подшипника шатуна.
(Масляный зазор) = (внутренний диаметр подшипника шатуна) - (наружный диаметр шатунной шейки) Стандарт и предел: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если зазор превышает предельное значение, подберите требуемый подшипник шатуна по диаметру большой головки шатуна и диаметру шатунной шейки коленвала и добейтесь заданного масляного зазора в подшипнике. См. ниже раздел «Порядок подбора подшипников шатуна».
Способ с использованием калиброванной пластмассовой проволоки Plastigage
• Полностью удалите масло и пыль с шатунных шеек и поверхностей подшипников.
• Разрежьте проволоку на отрезки немного короче, чем ширина подшипников, уложите их в направлении оси коленвала, только не на смазочные отверстия.
• Установите подшипники шатуна в шатуны и крышки и затяните болты с требуемым моментом. См. выше.
Внимание: Не проворачивайте коленвал.
• Снимите крышки и подшипники шатуна и измерьте ширину отрезков проволоки шкалой на ее упаковке.
Примечание: Если измеренное значение превышает предел, примите те же меры, которые указаны в разделе «Способ вычисления».
МАСЛЯНЫЙ ЗАЗОР КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ
Способ вычисления
• Установите коренные подшипники в блок цилиндров и крышки и затяните болты с требуемым моментом. См. выше.
• Измерьте внутренний диаметр коренных подшипников при помощи нутромера.
(Масляный зазор) = (внутренний диаметр коренного подшипника) - (диаметр коренной шейки коленвала)
Стандарт: См. ниже раздел «Технические данные и спецификации».
• Если полученное значение превышает предел, подберите требуемый коренной подшипник по внутреннему диаметру коренного подшипника и наружному диаметру коренной шейки коленвала и добейтесь заданного масляного зазора в подшипнике. См. ниже раздел «Порядок подбора коренных подшипников».
Способ с использованием калиброванной пластмассовой проволоки Plastigage
• Полностью удалите масло и пыль с коренных шеек и поверхностей подшипников.
• Разрежьте проволоку на отрезки немного короче, чем ширина подшипников, уложите их в направлении оси коленвала, только не на смазочные отверстия.
• Установите коренные подшипники в блок цилиндров и крышки и затяните болты с требуемым моментом. См. выше.
Внимание: Не проворачивайте коленвал.
• Снимите крышки коренных подшипников и подшипники и измерьте ширину отрезков проволоки шкалой на ее упаковке.
Примечание: Если измеренное значение превышает предел, примите те же меры, которые указаны в разделе «Способ вычисления».
ВЫСТУПАНИЕ КОРЕННОГО ПОДШИПНИКА НАД ПЛОСКОСТЬЮ РАЗЪЕМА
• При снятии крышек коренных подшипников после затяжки с требуемым моментом с установленными коренными подшипниками край подшипника должен выступать над плоскостью разьема. См. выше.
Стандарт: должен быть выступ.
• Если коренные подшипники не соответствуют норме, замените их.
ВЫСТУПАНИЕ ПОДШИПНИКА ШАТУНА НАД ПЛОСКОСТЬЮ РАЗЬЕМА
• При снятии крышек подшипников шатуна после затяжки с требуемым моментом с установленными подшипниками шатуна край подшипника должен выступать над плоскостью разъема. См. выше.
Стандарт: должен быть выступ.
• Если подшипники шатуна не соответствуют норме, замените их.
НАРУЖНЫЙ ДИАМЕТР БОЛТА КРЫШКИ КОРЕННОГО ПОДШИПНИКА
• Измерьте наружные диаметры («d1», «d2») в двух местах, показанных на рисунке.
• Если сужение наблюдается на участке, отличном от «d2», обозначьте его как «d2».
Предел («d1»- «d2»): 0,2 мм
• Если сужение превышает предел (большая разница в размерах), замените болт крышки коренного подшипника новым.
НАРУЖНЫЙ ДИАМЕТР БОЛТА ШАТУНА
• Измерьте наружный диаметр «d» в месте, показанном на рисунке.
• Если сужение наблюдается в месте, отличном от «d», обозначьте его как «d».
Предел: 7,75 мм
• Когда размер «d» превышает предел (становится тоньше), замените болт шатуна новым.
ДЕФОРМАЦИЯ МАХОВИКА
Измерьте деформацию контактной поверхности маховика со сцеплением при помощи индикатора.
Стандарт: 0,25 мм
• Если деформация отличается от нормы, замените маховик.