Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха
| См. также Раздел Комфорт Главы Руководство по эксплуатации |
Воздух, подаваемый системой вентиляции в салон автомобиля через фильтр, может подогреваться или охлаждаться в зависимости от выбора водителя и пассажиров. Отопитель или кондиционер располагаются в салоне, в корпусе под панелью приборов. Весь поток подаваемого в салон воздуха направляется для нагревания или охлаждения через один и тот же кожух. Температура и скорость потока воздуха регулируется с помощью органов управления расположенных на панели управления. Схема системы охлаждения
|
1 — Расширительный бачок 2 — Крышка 3 — Встроенный силикогелевый бачок 4 — Заборный патрубок 5 — Радиатор 6 — Термостат 7 — Вентиляционная трубка 8 — Поток от двигателя к радиатору 9 — Поток от радиатора к двигателю 10 — Насос системы охлаждения | 11 — Масляный радиатор 12 — Блок цилиндров 13 — Головка блока цилиндров 14 — Нагнетающий трубопровод отопителя 15 — Подогреватель стеклоомывателей 16 — Радиатор отопителя 17 — Клапан двойной пульсации 18 — Циркуляционный насос 19 — Возвратная трубка отопителя |
Тепло, выделяемое при работе двигателя, передается охлаждающей жидкостью к радиатору отопителя, расположенному в салоне. Подводимый поток воздуха от системы вентиляции проходит через радиатор и нагревается теплом охлаждающей жидкости двигателя, протекающей внутри радиатора. Степень нагревания регулируется посредством смешивания в определенном соотношении холодного и горячего воздуха с помощью смесительной заслонки с сервоприводом. Использованный воздух удаляется из салона через вентиляционные отверстия с обратными клапанами. Увеличение расхода воздуха через теплообменник обеспечивает вентилятор свежего воздуха. Если необходимо отключить подачу свежего воздуха, например, при плохом запахе, система переключается в режим циркуляции, при котором в салоне циркулирует только имеющийся там воздух. Переключение системы в режим циркуляции подтверждается активацией контрольной лампы (см. Главу Руководство по эксплуатации).
Система кондиционирования воздуха салона
Функциональная схем типичной системы кондиционирования воздуха
Рабочий тракт переднего контура системы К/В
|
А — Входное отверстие охлаждающей жидкости В — Обратный поток охлаждающей жидкости 1 — Двигатель 2 — Блок прокачки обогрева салона | 3 — Теплообменник отопителя салона 6 — Радиатор обогрева ветрового стекла (стеклоочиститель) 7 — Термоклапан, обогрев ветрового стекла (стеклоочиститель) 8 — Термоклапан, обогреватель жидкости для омывания ветрового стекла |
Рабочий тракт заднего контура системы К/В
|
А — Вход охлаждающей жидкости В — Обратный поток охлаждающей жидкости 1 — Двигатель 2 — Блок прокачки обогрева салона 3 — Теплообменник, система обогрева | 4 — Блок прокачки, климат-контроль задней части салона 5 — Теплообменник отопителя, климат-контроль задней части салона 6 — Радиатор обогрева ветрового стекла (стеклоочиститель) 7 — Термоклапан, обогрев ветрового стекла (стеклоочиститель) 8 — Термоклапан, обогреватель жидкости для омывания ветрового стекла |
Работы с системой кондиционирования должны выполняться специализированной мастерской. Ни в коем случае не вскрывайте контур циркуляции хладагента, поскольку при соприкосновении с кожей хладагент может вызвать обморожение. С помощью системы кондиционирования температура воздуха в салоне может понижаться ниже внешней температуры. При работе системы влажность в салоне уменьшается. В сырую погоду, поступающий свежий воздух предварительно охлаждается, после чего вновь нагревается до заданной температуры. Таким образом производится его осушение. С помощью этой процедуры удаляется запотевание стекол. Система кондиционирования состоит из компрессора, конденсатора, дросселя, испарителя, емкости с хладагентом и трубопроводов. В системе циркулирует хладагент (тип R134а), который в зависимости от температуры и давления может находиться в жидком или газообразном состоянии.
Компрессор кондиционера через ребристый ремень приводится во вращение от коленчатого вала двигателя. Он создает давление до
30 бар в контуре охлаждения установки, вследствие чего хладагент, представляющий собой газ, нагревается. В
конденсаторе хладагент охлаждается протекающим снаружи воздухом (охлаждающий воздух остается во внешней среде). Вследствие этого разогретый хладагент конденсируется, превращаясь в жидкость. Имея большое давление, он пропускается через
дроссель, в результате чего его давление падает. После этого хладагент испаряется в контуре, одновременно сильно охлаждаясь. В
испарителе хладагент отбирает тепло от продуваемого через него воздуха. Вследствие этого воздух охлаждается. Охлажденный воздух поступает в салон автомобиля. В результате нагревания в испарителе хладагент превращается в газ и под низким давлением поступает в компрессор, после чего процесс циркуляции повторяется.
Меры безопасности при обслуживании воздушного кондиционера
Система кондиционирования должна обслуживаться исключительно подготовленным техническим персоналом, обученным безопасным приемам работы с применением надлежащего оборудования с соблюдением правил разгерметизации, ознакомленному с приемами сбора и порядком хранения автомобильного хладагента.
Не допускайте контакта хладагента с кожей; При работе рядом с системой кондиционирования надевайте защитные очки; При попадании хладагента на кожу или глаза не растирайте пораженное место. Немедленно промойте холодной водой в течение не менее 15 минут. Немедленно обратитесь к врачу или в лечебное учреждение. Самолечение не допускается; В новом баллоне хладагент хранится под давлением. Храните баллон при температуре не выше 50°С. Принимайте меры, исключающие падение баллона с высоты или иные ситуации, которые могут привести к его повреждению; Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Хладагент быстро испаряется, приводит к уменьшению доступа кислорода и затрудненному дыханию; Газообразный хладагент тяжелее воздуха и сравнительно быстро должен собираться внизу, например, под автомобилем; При сгорании хладагента образуется ядовитый газ. Храните хладагент вдали от открытых источников огня. Не курите. При пользовании пламенным течеискателем избегайте вдыхания дыма; При проведении сварочных работ вблизи системы кондиционирования воздействию высокой температуры или открытого пламени. Перегрев может привести к повышению давления в системе и воспламенению; Очистка конденсатора или испарителя с помощью водяного пара не допускается. Следует использовать только холодную воду или сжатый воздух.