Необходимость в регулировке углов установки колес возникает:
при ухудшении стабилизации передних колес (отсутствии самопроизвольного возвращения рулевого колеса после поворота), что является следствием нарушения углов продольного наклона оси поворота телескопической стойки и развала колес;
при уводе автомобиля от прямолинейного движения в результате большой разницы (более 0°30’) углов развала правого и левого передних колес;
при ускоренном износе протектора шины с одной стороны из-за нарушения угла развала колес;
при неравномерном ступенчатом износе протектора шин, что указывает на нарушение схождения колес;
при задевании шинами деталей передней подвески из-за нарушения равенства углов поворота колес в левую и правую сторону.
Проверку и регулировку углов установки передних колес рекомендуется проводить на станциях технического обслуживания на специальных оптических стендах, обеспечивающих точность замеров углов. При отсутствии оборудования можно проверить с меньшей точностью самостоятельно с помощью отвеса, линейки, шнура или рейки. Предварительно проверьте давление в шинах, отсутствие заклинивания штоков в амортизаторных стойках, отсутствие зазоров в шарнирах передней подвески и подшипниках ступиц передних колес. Устраните обнаруженные недостатки и отклонения регулировкой или заменой неисправных деталей.
Установку колес проверяйте на полностью заправленном и снаряженном автомобиле с нагрузкой 6770 Н (677 кгс) на передние колеса и 7630 Н (763 кгс) – на задние, которая распределяется по 700 Н (70 кгс) на два передних и три задних места для сидения и 500 Н (50 кгс) в багажном отделении. Автомобиль установите на горизонтальной ровной площадке, положение передних колес должно соответствовать прямолинейному движению, при этом указатель защитного колпачка, находящегося на хвостовике шестерни рулевого механизма, должен совпадать с выступом (меткой) на крышке картера.
Для стабилизации положения узлов подвески прокачайте ее два-три раза с вертикальным усилием 400–500 Н (40–50 кгс).
Рис. 4.1. Передняя подвеска: 1 – скоба стабилизатора; 2 – шарнир рулевого механизма; 3 – поворотный кулак; 4 – болт крепления стойки к поворотному кулаку; 5 – болт регулировочный угла развала; 6 – шайба регулировочная; 7 – амортизаторная стойка; 8 – нижнее пружинное кольцо защитного чехла штока; 9 – уплотнитель верхней опоры; 10 – подшипник стойки; 11 – гайка штока; 12 – гайка крепления верхней опоры; 13 – крышка опоры; 14 – верхняя опора штока; 15 – верхняя опорная чашка пружины; 16 – верхнее пружинное кольцо защитного чехла штока; 17 – буфер сжатия; 18 – шток стойки; 19 – защитный чехол штока; 20 – пружина; 21 – нижняя опорная чашка пружины; 22 – ступица; 23 – тормозной диск; 24 – щит тормоза; 25 – защитный чехол шарового шарнира; 26 – шаровой шарнир; 27 – штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 28 – нижний рычаг; 29 – втулка резиновая стабилизатора; 30 – резинометаллический шарнир нижнего рычага; 31 – поперечина рамы; 32 – рулевой механизм; 33 – пластмассовая втулка стабилизатора; 34 – подушка стабилизатора; З5 – опорная шайба стабилизатора; 36 – гайки крепления регулировочных болтов; 37 – втулка компенсационная; 38 – пружинное кольцо крышки |
Для увеличения угла продольного наклона оси поворота амортизаторной стойки поверните на 180° верхнюю опору 14 (см. рис. 4.1) относительно оси штока 18 стойки. При этом угол продольного наклона увеличится на 0°52’.
Для определения развала колес замерьте размеры А и В от точек обода с равным биением до отвеса или угольника ( рис. 1.29). При правильной установке колес разность размеров (В – А) должна быть 2–8 мм. Для регулировки угла развала ослабьте болты 4, 5 (см. рис. 4.1) крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку.
При поворачивании верхнего эксцентрикового болта 5 на одно деление на шайбе, жестко запрессованной на болт, относительно треугольной риски на кронштейне амортизаторной стойки изменяется угол развала на 0°30’. По окончании регулировки затяните гайки болтов моментом 49–61 Н·м (5–6,2 кгс·м).
Проверку и регулировку схождения колес проводите после проверки развала колес. Для определения схождения колес замерьте расстояние С между боковинами покрышек у краев ободов колес. Затем передвиньте автомобиль вперед так, чтобы колеса повернулись на 180°, и замерьте расстояние в тех же точках.
При правильной установке схождения размер С должен быть на 1–3 мм больше размера D. Это положение достигается удлинением или укорочением рулевых тяг равномерно для правой и левой стороны.
Рис. 5.2. Рулевой механизм: 1 – шестерня; 2 – подшипник; 3 – кольцо упорное; 4 – гайка подшипника; 5 – манжета шестерни; 6 – защитный колпачок; 7 – гайка упора; 8 – контргайка упора; 9 – пружина упора; 10 – упор рейки; 11 – подшипник шестерни передний; 12 – втулка рейки с кольцом; 13 – картер рулевого механизма; 14 – рейка; 15 – кольцо упорное втулки; 16 – хомут крепления чехла; 17 – чехол рейки; 18 – шайба стопорная; 19 – наконечник внутренний; 20 – кольцо упорное; 21 – вкладыш наружный; 22 – вкладыш внутренний; 23 – кольцо крепления чехла; 24 – тяга шаровая; 25 – гайка наружного наконечника; 26 – наконечник тяги наружный; 27 – шплинт; 28 – палец шаровой наконечника; 29 – кольцо уплотнительное; 30 – чехол защитный; 31 – вкладыш нижний; 32 – пружина вкладыша; 33 – заглушка; 34 – кольцо пружинное; 35, 38 – гайки; 36 – винт хомута чехла рейки; 37 – гайка хомута; 39 – болт крепления картера к поперечине |
Наконечники упираются в картер рулевого механизма, ограничивая максимальные углы поворота передних колес при условии равенства углов поворота колес в каждую из сторон, что обеспечивается регулировкой длины рулевых тяг. Разность углов поворота вправо и влево для внутренних, ближайших к центру поворота колес не должна превышать 0°30`. Для проведения указанной регулировки, а также установки необходимого схождения колес на шаровой тяге 24 (см. рис. 5.2) и наружном наконечнике 26 предусмотрена резьба. При вращении шаровой тяги изменяется расстояние между шарнирами этой тяги и угловое расположение в плоскости вращения колеса.