6.1.4. 4-ступенчатая КПП для заднеприводных автомобилей
Детали 4-ступенчатой КПП 11 – первичный, вторичный, промежуточный валы КПП и блок шестерен |
1 – корпус рычага управления КПП 2 – выжимной подшипник и обойма подшипника 3 – рычаг выключения сцепления 4 – передний сальник КПП | | 5 – пружинная шайба 6 – стопорное кольцо 7 – ведомая шестерня привода спидометра 8 – выключатель сигнала заднего хода 9 – задняя крышка 10 – сальник |
Предварительные замечания Перед разборкой начисто вымойте картер КПП, не допуская попадания грязи внутрь. Перед проверкой все детали КПП следует промыть и просушить. При сборке деталей механизма КПП смазывайте все сальники, игольчатые подшипники (для их удержания) маслом SAE-30 или техническим вазелином. Применение консистентной смазки для подшипников ступиц не допускается. Все сальники и уплотнения изготовлены из неопренового каучука, поэтому промывать их в растворителях запрещается. Перед сборкой тщательно очистите все внутренние резьбы и смажьте их трансмиссионным маслом. Картер отлит из алюминиевого сплава, поэтому при заворачивании в картер болтов их перекос не допускается, в противном случае будет сорвана резьба. При использовании старых пружинных колец внутренние стопорные кольца разожмите, а наружные стопорные кольца подожмите.
Разборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Разборка КПП (1-й этап) | 1. Снимите корпус механизма управления КПП, достаньте рычаг. | 2. Снимите держатель переднего сальника, сальник и пружинную шайбу. | 3. Снимите стопорное кольцо переднего подшипника. | 4. Снимите редуктор спидометра и выключатель сигнала заднего хода. | 5. Снимите заднюю крышку и сальник. | 6. Достаньте первичный вал, вторичный и промежуточный валы в сборе с шестернями. | Разборка КПП (2-й этап) | 7. Достаньте упорные кольца промежуточной шестерни заднего хода. | 8. Отверните болт вала промежуточной шестерни, снимите стопорную пластину и достаньте вал шестерни заднего хода. | 9. Снимите упорную пластину, пружину и шарик фиксатора. | 10. Снимите шток и вилку включения заднего хода. | 11. Достаньте блокирующие сухари и снимите штоки включения 4/3 и 1/2 передач. | 12. Снимите вилки включения 4/3 и 1/2 передач. | 13. Достаньте боковой штифт перегородки. | 14. Снимите наружное пружинное кольцо промежуточной шестерни заднего хода, шестерню привода спидометра, шпонку, внутреннее стопорное кольцо и шестерню. | 15. Отверните самоподжимную гайку вторичного вала и снимите шайбу. | 16. Отверните самоподжимную гайку промежуточного вала и снимите шайбу. | 17. Снимите с валов внутреннюю перегородку. | 18. Достаньте стопорное кольцо подшипника промежуточного вала. | 19. Достаньте стопорное кольцо подшипника вторичного вала. | 20. С промежуточного вала снимите: ведущую шестерню заднего хода, втулку, задний подшипник и игольчатые подшипники. | 21. Снимите первичный вал, выпрессуйте подшипник и достаньте игольчатые подшипники. | 22. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 3-й и 4-й передач, переднее стопорное кольцо вала, ступицу и муфту синхронизатора 3-й и 4-й передач. | 23. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 3-й передачи, ведомую шестерню 3-й передачи и игольчатый подшипник. | 24. Снимите подшипник вторичного вала, упорную шайбу, ведомую шестерню 1-й передачи, игольчатый подшипник и втулку. | 25. Снимите с вторичного вала блокирующее кольцо синхронизатора 1-й и 2-й передач, ступицу и муфту синхронизатора 1-й и 2-й передач, блокирующее кольцо синхронизатора 2-й передачи, ведомую шестерню 2-й передачи и игольчатый подшипник. | |
Проверка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1. Проверьте толщину вилок включения передач в месте соприкосновения с муфтой синхронизатора. Толщина вилки включения 1-й и 2-й передач – 7,8–7,9 мм, 3-й и 4-й передач – 7,1–7,2 мм, вилки включения задней передачи – 6,8–6,9 мм. | | 2. Штангенциркулем измерьте длину пружин фиксаторов. Длина пружин фиксатора 1-й, 2-й, 3-й и 4-й передач – 27,5–30,5 мм, задней передачи 24,7–27,7 мм. | 3. Проверьте упругость пружины, которая должна быть для фиксаторов 1-й, 2-й, 3-й и 4-й передач 4,0–4,2 кГс и для фиксаторов задней передачи 6,3–6,7 кГс. | | 4. Проверьте зазор между блокирующими кольцами и торцом зубчатого венца шестерен. Стандартный зазор – 0,8–1,5 мм. | 5. Проверьте зазор между блокирующими кольцами и сухарями. Стандартный зазор – 3,51– 4,00 мм. | 6. Проверьте зазор между ступицей синхронизатора и сухарями. Зазор должен быть в пределах 0,01–0,3 мм. | 7. Проверьте биение вторичного вала, которое не должно превышать 0,03 мм. | 8. Измерьте внутренний диаметр шестерен. Норма: для шестерен 1-й передачи и заднего хода 45,0–45,1 мм, для шестерен 2-й и 3-й передач – 41,0–41,1 мм. | 9. Проверьте зазор между втулкой и валом промежуточной шестерни заднего хода (норма 0,041–0,15 мм). | 10. Проверьте люфт в зацеплении ведомой и ведущей шестерен. Люфт в зацеплении шестерен с 1-й по 4-ю передачу должен быть в пределах 0,0–0,20 мм. | 11. Замените детали, которые не удовлетворяют указанным требованиям. | |
Сборка синхронизатора (4-ступенчатая КПП) | 1 – шпонка 2 – пружина 3 – муфта |
Сборка синхронизатора 1-й и 2-й передач (4-ступенчатая КПП) | 1 – большая фаска 2 – малая фаска 3 – вперед 4 – назад |
Сборка синхронизатора 3-й и 4-й передач (4-ступенчатая КПП) | 1 – вперед 2 – малая фаска |
Предупреждение Передний и задний игольчатые подшипники вторичного вала взаимозаменяемы. Чтобы не рассыпались ролики, перед сборкой заложите в подшипники смазку.
Сборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите на вторичный вал игольчатые подшипники. | | 2. Установите ведомую шестерню 2-й передачи так, чтобы конусная часть шестерни была обращена назад. | 3. Установите на вторичный вал игольчатый подшипник. Установите ведомую шестерню 1-й передачи так, чтобы конусная часть шестерни была обращена вперед. | 4. Установите упорную шайбу смазочной канавкой вперед. Напрессуйте на вторичный опорный подшипник. | 5. Установите игольчатые подшипники. Установите ведомую шестерню 3-й передачи, блокирующее кольцо и синхронизатор 3-й и 4-й передач. | 6. Установите стопорное кольцо и измерьте зазор между стопорным кольцом и блокировочным кольцом синхронизатора, который должен быть в пределах 0,0–0,05 м. Зазор регулируется подбором стопорного кольца. | 7. Установите блокирующее кольцо синхронизатора 3-й и 4-й передач и игольчатый подшипник. | 8. Запрессуйте передний опорный подшипник вторичного вала так, чтобы канавка под пружинное кольцо была обращена вперед. Установите задний подшипник промежуточного вала, канавка под стопорное кольцо подшипника должна быть обращена назад. | 9. Установите игольчатые подшипники и внутреннюю перегородку. | 10. Установите стопорное кольцо подшипника вторичного вала. | 11. Установите стопорное кольцо подшипника промежуточного вала. | 12. Установите втулку промежуточного вала, шестерню заднего хода, шайбу и заверните гайку. Затяните гайку вала с моментом 100–120 Н.м. | 13. Установите на вторичный вал шайбу и затяните гайку с моментом 100–120 Н.м. | 14. Установите на вал промежуточную шестерню, стопорное кольцо, шпонку, ведущую шестерню спидометра и второе стопорное кольцо. | 15. Установите вал промежуточной шестерни в сборе, вставьте стопорную пластину, затяните болт с моментом 34 Н.м. | 16. Вставьте штифт, установите вилки включения всех передач, затяните болт с моментом 22 Н.м. | 17. Установите шток и вилку включения заднего хода, шарик фиксатора, пружину и упорную пластину. | 18. Установите упорную пластину шестерни заднего хода так, чтобы фланцевая часть шайбы плотно упиралась в буртик на перегородке. Установите промежуточную шестерню заднего хода так, чтобы фаска на зубьях была обращена наружу. | 19. Установите шестерню заднего хода и упорную шайбу. | |
Окончательная сборка КПП ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите сальник в заднюю крышку. | 2. Установите в картер КПП собранные вторичный, промежуточный и первичный валы. При установке вторичного вала запрещается прилагать большое усилие. | 3. Установите заднюю крышку, затяните болты с моментом 42 Н.м. | 4. Установите выключатель сигнала заднего хода, редуктор спидометра и стопорное кольцо переднего подшипника вторичного вала. | 5. Установите пружинную шайбу, передний сальник и держатель затяните болты с моментом 22 Н.м. | 6. Установите рычаг выключения сцепления, обойму, выжимной подшипник и механизм. | |