Проверка люфта рулевого колеса
Установите передние колеса в положение прямолинейного движения (рулевое колесо в среднее положение), запустите двигатель и приложите усилие 5 Н к ободу рулевого колеса (слегка поверните рулевое колесо).
Рис. 5.1 . Свободный ход (люфт) рулевого колеса |
Измерьте свободный ход (люфт) рулевого колеса по его ободу ( рис. 5.1).
Номинальное значение свободного хода (люфта) рулевого колеса: 0–30 мм.
Если люфт рулевого колеса превышает предельно допустимое значение, проверьте наличие зазоров в соединениях вала рулевого управления и наконечниках рулевых тяг.
Проверка углов поворота управляемых колес
Рис. 5.2 . Стенд для измерения радиуса поворота управляемых колес |
Установите передние колеса на стенд для измерения радиуса поворота и измерьте углы поворота управляемых колес ( рис. 5.2).
Номинальное значение углов поворота управляемых колес приведено ниже.
Внутреннее колесо: 35,1° ±1°30’.
Наружное колесо: 30,7°.
Если угол поворота не соответствует номинальному значению, то отрегулируйте рычажный механизм (схождение передних колес) и снова проверьте угол поворота.
ПРИМЕЧАНИЕ После регулировки рулевых тяг, установите защитные чехлы рулевых тяг так, чтобы они не были перекручены. |
Угол поворота внутреннего колеса изменяется на 0,86° при повороте рулевой тяги на один оборот.
Проверка момента начала вращения шаровых шарниров наконечников рулевых тяг
Рис. 5.3 . Отсоединение шарового шарнира наконечника рулевой тяги от поворотного кулака |
С помощью специального инструмента отсоедините шаровой шарнир наконечника рулевой тяги от поворотного кулака ( рис. 5.3).
Несколько раз пошевелите палец шарового шарнира для проверки отсутствия чрезмерного свободного хода.
Рис. 5.4 . Установка гайки на палец шарового шарнира |
Наверните гайку на палец шарового шарнира, затем измерьте момент начала вращения шарнира ( рис. 5.4).
Номинальное значение: 0,5–2,5 Н·м.
Если измеренная величина больше верхнего предела номинального значения, замените наконечник рулевой тяги.
Если измеренная величина меньше нижнего предела номинального значения, проверьте отсутствие повышенных зазоров или заедания в шаровом шарнире и при необходимости замените.
Проверка величины усилия при повороте рулевого колеса на неподвижном автомобиле
Расположите автомобиль на ровной горизонтальной площадке и установите управляемые колеса в положении прямолинейного движения.
Увеличьте частоту вращения коленчатго вала двигателя до 900–1100 мин –1.
ПРИМЕЧАНИЕ После проверки на заданной частоте вращения коленчатого вала двигателя необходимо установить нормальную частоту вращения холостого хода. |
Рис. 5.5 . Измерение усилия, требуемого для поворота рулевого колеса |
С помощью пружинного динамометра измерьте усилие, требуемое для поворота рулевого колеса из положения прямолинейного движения влево и вправо (на 1,5 оборота) ( рис. 5.5).
Номинальное значение усилия при повороте рулевого колеса 29 Н.
Убедитесь в отсутствии внезапного изменения величины усилия поворота при вращении рулевого колеса.
Если измеренная величина усилия поворота превышает номинальное заначение, проверьте, нет ли трещин и повреждений защитных чехлов шаровой опоры нижнего рычага подвески и шарового шарнира наконечника рулевой тяги.
Проверьте предварительный натяг подшипника ведущей шестерни рулевого механизма и момент начала вращения шарового шарнира наконечника рулевой тяги.
Проверьте момент начала вращения шарового шарнира.
Проверка самостоятельного возврата рулевого колеса в среднее положение
Убедитесь, что рулевое колесо самостоятельно возвращается в среднее положение, а усилие, необходимое для поворота и возвращения рулевого колеса в среднее положение, одинаково в обоих направлениях вращения при плавном и резком его поворотах.
Рис. 5.6 . Проверка во время движения |
При движении автомобиля со скоростью 35 км/ч поверните рулевое колесо на 90° и удерживайте его 2 с в этом положении. После освобождения рулевое колесо должно самостоятельно вернуться в диапазон в пределах ±20° от среднего положения ( рис. 5.6).
ПРИМЕЧАНИЕ При резком повороте может возникнуть мгновенное ощущение некоторой «тяжести» рулевого колеса, однако это не считается неисправностью. Данное ощущение возникает по причине низкой производительности насоса гидроусилителя рулевого управления на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя. |
Проверка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления
Рис. 5.7 . Точка приложения усилия на клиновой ремень привода насоса гидроусилителя |
Нажмите на клиновой ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления с усилием 98 Н в точке, указанной на рисунке 5.7, и проверьте, что прогиб ремня соответствует номинальному значению.
Прогиб ремня (номинальное значение):
– при переодической проверке – 11,7–15,3 мм.
При регулировке:
– новый ремень – 8,8–11,0 мм;
– бывший в эксплуатации ремень – 12,5–14,3 мм.
Установите клиновой ремень. Ослабьте регулировочный болт и отрегулируйте натяжение.
Рис. 5.8 . Болт регулировки натяжения ремня |
После этого, затяните болт и фланцевую гайку номинальным моментом ( рис. 5.8).
ПРИМЕЧАНИЕ При регулировки натяжения клинового ремня временно затяните болт и фланцевую гайку так, чтобы шкив насоса не был ослаблен (чтобы ролик натяжителя не отклонялся в одну из сторон), затем отрегулируйте натяжение. |
ВНИМАНИЕ Проверку прогиба ремня следует производить после проворачивания шкива насоса гидроусилителя рулевого управления на один или несколько оборотов в нормальном направлении вращения. |
Проверка уровня жидкости в бачке гидросистемы усилителя
Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке.
Запустите двигатель. На неподвижном автомобиле сделайте подряд несколько поворотов рулевого колеса, чтобы температура рабочей жидкости увеличилась приблизительно до 50–60°С.
При работающем на холостом ходу двигателе сделайте несколько поворотов рулевого колеса вправо и влево до упора.
Проверьте отсутствие помутнения или вспенивания жидкости в бачке гидросистемы усилителя.
Рис. 5.9 . Разница уровней жидкости в бачке гидроусилителя до и после оснановки двигателя |
Проверьте величину разницы уровней жидкости в бачке гидросистемы усилителя при работающем и неработающем двигателе ( рис. 5.9).
ПРИМЕЧАНИЕ Если уровень жидкости изменяется более чем на 5 мм, необходимо удалить воздух из гидросистемы усилителя повторно. Если уровень жидкости резко повышается после остановки двигателя, значит воздух из гидросистемы удален не полностью. При неполном удалении воздуха из гидросистемы усилителя рулевого управления возникают посторонние дребезжащие шумы от насоса гидроусилителя и клапана регулирования расхода жидкости, что приводит к сокращению срока службы насоса и других элементов гидросистемы. |