1. Все детали следует хорошо проверить. Если на деталях видны следы борозд, выемок или износа, их необходимо заменить. Следует произвести следующую проверку поршней: |
| 2. Измерьте зазоры поршневых колец в канавках по высоте, устанавливая кольца по очереди в соответствующие канавки. Зазор между поверхностью кольца и поверхностью канавки поршня определяется с помощью плоского щупа. Если зазор кольца превышает 0.12 мм, значит изношены кольца или поршни. Номинальная величина составляет 0.02–0.07 мм. |
| 3. Вставьте по порядку все поршневые кольца с нижней стороны блока цилиндров в цилиндры. С помощью перевернутого поршня кольца следует вдавить примерно на 15 мм вниз. При этом оба края кольца следует сдвинуть, чтобы измерить зазор в замке кольца. |
4. Номинальные значения указаны в Спецификациях. Граница износа также различна для различных поршневых колец. |
| 5. При слишком малом зазоре (например, если кольцо новое), края кольца следует сточить, для этого нужно зажать напильник в тиски. При слишком большом зазоре в замке кольца соответствующее кольцо следует заменить. |
6. Поршневые пальцы и втулки шатунов следует проверить на износ и наличие стертых мест. Если хотя бы один шатун непригоден, следует заменить весь комплект. |
7. Гайки шатунных подшипников должны быть заменены. |
8. Шатуны следует проверить на изгиб и скручивание в специальном приспособлении. |
9. Проверьте болты шатунов на наличие повреждений и при необходимости замените. В данном случае применяются растяжные болты, и их следует заменить такими же. |
Сборка шатунно–поршневой группы |
| 10. Если снималось масляное сопло для охлаждения поршня, его следует завернуть вместе с предохранительным клапаном (27 Н м). Сопла расположены в нижней части цилиндров. |
11. Если заменяются поршни, следует проверить, чтобы все поршни были одного типа. |
12. Нагрейте поршни до температуры 60°С (положите в горячую воду). Следует позаботиться о наличии подходящего инструмента, который можно приставить к внутренней стороне поршневого пальца. |
13. Вдавите пальцы от руки в нагретые поршни и в шатуны. |
14. При сборке поршней и шатунов следует выполнить следующее требование: – Стрелка на днище поршня (или нарисованная или выбитая на новом поршне) должна быть обращена к передней стороне двигателя. – Литые выступы на шатуне и крышке подшипника должны быть обращены к шкиву. – Обозначения номеров цилиндров на шатунах и крышках подшипников должны совпадать. |
| 15. Проверьте, чтобы после сборки поршень мог свободно качаться на шатуне, если перемещать его в направлении стрелки. |
16. С помощью плоскогубцев для поршневых колец установите кольца в канавки по очереди. Оба компрессионных кольца можно перепутать, а поэтому необходимо проверить их сечение перед установкой. Кроме того, оба компрессионных кольца помечены с одной стороны словом “Тор” или “Oben” и это обозначение после установки кольца должно читаться сверху. |
17. Установите маслосъемное кольцо, состоящее из трех частей, распределив равномерно замки. |
Установка шатунно–поршневой группы |
18. Хорошо смажьте цилиндры. |
19. Разложите все шатуны согласно номерам цилиндров. Литые выступы на шатунах и крышках подшипников должны быть обращены к шкиву коленчатого вала. |
20. Стрелки на днище поршней должны указывать на переднюю сторону двигателя. |
21. Расположите замки поршневых колец на одинаковом расстоянии по окружности поршня, т.е. через 120°. |
| 22. Расположите стяжную ленту для поршневых колец, как изображено на иллюстрации и вдавите поршневые кольца в канавки. Проверьте, чтобы они были хорошо вдавлены. |
23. Наденьте короткие отрезки резиновых или пластмассовых трубок на шпильки шатуна, чтобы не поцарапать цилиндры. |
24. Проверните коленчатый вал, чтобы две шейки вала находились в положении НМТ. |
25. Вдвиньте шатун в цилиндр сверху. Двигатель для этого нужно положить набок, чтобы можно было подвести шатуны к шейкам подшипников и не поцарапать при этом цилиндры или шатунные шейки. Вкладыш шатунного подшипника уже должен при этом находиться в шатуне, выступом в выемке. |
26. Вдвиньте поршень, пока кольца одно за другим не вдвинутся в цилиндр, а основание шатуна сядет на шейку коленчатого вала. При этом не поцарапайте шейку подшипника. |
27. Уложите вкладыш второго подшипника в крышку, хорошо смажьте вкладыш, оденьте крышку на шпильки шатуна и слегка забейте. Отрезки резиновых трубок нужно предварительно снимите. Обязательно следует обратить внимание на то, чтобы литые выступы на шатуне и крышке шатунного подшипника совпадали, иначе в последний момент можно сделать ошибку. |
28. Смажьте поверхности прилегания гаек на крышках шатунных подшипников маслом. |
29. Затяните гайки крышек шатунных подшипников попеременно моментом 30 Нм и из этого положения дотяните еще на 90°, т.е. на четверть оборота. |
| 30. После затягивания шатунных подшипников следует еще раз осмотреть каждый подшипник. Из опыта известно, что дефекты шатунных подшипников иногда проявляются после окончания ремонта, когда крышка подшипника и шатун не стянуты безупречно. Цифрой 1 на иллюстрации обозначены оба вышеупомянутых литых выступа, а цифрой 2 – обозначения крышки шатунного подшипника и шатуна, в данном случае для второго цилиндра. Указанные метки должны располагаться на всех шатунах друг напротив друга. Такую проверку следует обязательно произвести перед закрыванием картера двигателя. |
31. После установки шатунов коленчатый вал нужно несколько раз провернуть, чтобы определить, нет ли заеданий. Если есть, нужно еще раз проверить, находятся ли поршни в правильном положении, т.е. стрелки на днищах должны быть направлены вперед (в сторону шкива). |
| 32. С помощью измерительного щупа проверьте боковой зазор шатуна к щеке коленчатого вала. При этом следует надавить шатунный подшипник вправо, чтобы измерить зазор измерительным щупом. Это осевой зазор подшипника шатуна, и он не должен превышать 0.37 мм. Установите поддон картера. Момент затяжки болтов крепления для них различный. |
33. С передней стороны двигателя ослабьте болты шкива коленчатого вала (демпфера крутильных колебаний), удерживая маховик. |
34. На автомобилях с автоматической трансмиссией отверните приводной диск описанным выше способом. |
35. Снимите головку цилиндров вместе с впускным трубопроводом и выпускным коллектором. Некоторые детали снимаются уже при снятии двигателя (в зависимости от его типа). |
36. Отверните шкив от насоса охлаждающей жидкости и нижнюю крышку зубчатого ремня. |
37. Пометьте направление вращения зубчатого ремня краской с внешней стороны. |
38. После ослабления гайки натяжения ремня снимите зубчатый ремень с шестерен привода и натяжителя. Распределительный вал (валы) после этого нельзя проворачивать. |
39. Отверните поддон картера. |
40. Снимите масляный насос. |
41. Если необходимо, снимите только коленчатый вал, поршни и шатуны можно оставить в блоке цилиндров. В противном случае нужно снимите поршни и шатуны. Если поршни и шатуны остаются в блоке, следует пометить по порядку крышки шатунных подшипников, снимите их и храните вместе с вкладышами подшипников. Не забывать, что поврежденные растяжные болты следует обязательно заменить. |
| 42. Установите стрелочный измеритель (индикатор) на штативе к передней стороне блока цилиндров или закрепите его с помощью магнитного крепления на блоке цилиндров, приставив измерительный щуп к коленчатому валу. С помощью отвертки надавите коленчатый вал в одну сторону, установите стрелочный измеритель на ноль и надавите вал в другую сторону. Стрелочный измеритель покажет осевой зазор коленчатого вала и эту величину следует записать. Если она превышает 0.25 мм, это должно быть учтено при сборке. Вкладыши средних подшипников снабжены регулировочными полукольцами, определяющими осевой зазор. |
| 43. Если нет в наличии стрелочного измерителя, зазор можно измерить на среднем подшипнике между фланцем подшипника и поверхностью коленчатого вала при помощи измерительного щупа лезвийного типа. Для проверки измерительным щупом (толщиной не более 0.25 мм), вал необходимо отжать в одну сторону. |
44. Отверните болты крепления уплотнительного фланца на передней стороне двигателя и снимите фланец с прокладкой. |
45. Снимите промежуточную пластину двигателя, отверните болты фланца сальника и снимите фланец с сальником. Промежуточная пластина направляется с помощью направляющих втулок. |
46. Ослабьте постепенно крест–накрест болты крышек подшипников коленчатого вала и снимите их по порядку. Проверьте, чтобы номера крышек были хорошо видны. Крышка №1 расположена со стороны шкива. |
47. Снимите вкладыши подшипников и коренных шеек и храните их вместе с соответствующими крышками подшипников. Следует иметь ввиду, что одни вкладыши снабжены смазочными канавками, а другие – нет. |
48. Осторожно извлечь коленчатый вал из картера двигателя. |
49. Выньте оставшиеся вкладыши из картера двигателя и храните их вместе с другими вкладышами и крышками подшипников. Эти вкладыши снабжены смазочными каналами и при сборке должны быть снова установлены в картер двигателя. |
50. Снимите нижние полукольца на среднем подшипнике. Их следует пометить на боковой стороне. |