Болты головки блока цилиндров должны быть затянуты в указанной цифрами последовательности. Изображены (слева направо) 4-, 5-, и 6-цилиндровый двигатели. Стрелки указывают направление движения.
Для выполнения этой работы обязательно необходим динамометрический ключ. Далее вам потребуются длинный торцовый многозубчатый ключ Т 55 (для 4- и 5-цилиндрового двигателей) либо внешний звездчатый ключ Е 14 (6-цилиндровый двигатель) и для установки головки блока цилиндров – новая прокладка.
Снятие у 4- и 5-цилиндровых двигателей
Порядок выполнения
- Снять отрицательный кабель аккумуляторной батареи.
- Двигатель с системой впрыска Mono-Motronic: снять воздушный фильтр.
- Слить и собрать охлаждающую жидкость.
- Ослабить шланги системы охлаждения на головке блока цилиндров.
- Снять крышку распределителя зажигания вместе с проводами высокого напряжения (5-цилиндровый двигатель).
- Отцепить трос привода «газа».
- 5-цилиндровый двигатель: снять насос усилителя руля и положить в моторном отсеке, шланги остаются подключенными. Трубки не перегибать.
- Все электрические провода возле головки блока цилиндров и блока впрыска либо впускного коллектора отметить и вытянуть.
- Отделить трубки подачи топлива системы впрыска по соединительным муфтам.
- Отметить и снять вакуумные шланги на впускном коллекторе либо на корпусе дроссельного узла, а также вакуумные шланги от усилителя тормозов.
- При работе с 5-цилиндровым двигателем снять верхнюю часть выпускного газопровода (раздел Система впрыска KE-III-Jetronic). Также снять впрыскные форсунки, оставив шланги топливопровода высокого давления подсоединенными.
- Упаковать впрыскные форсунки в чистые, бензостойкие пластиковые пакеты.
- Снять наконечники проводов с пускового топливного клапана и отложить в сторону с подключенным бензопроводом.
- Отметить и снять штекеры системы впрыска. Помогает при установке: штекеры имеют разный цвет.
- 5-цилиндровый двигатель: снять корректор состава горючей смеси вместе с корпусом воздушного фильтра.
- Отсоединить выпускную трубу от выпускного коллектора.
- Открутить верхнее крепление генератора у 4-цилиндрового двигателя. Перед этим ослабить клиновой ремень.
- Снять защитный кожух зубчатого ремня, ослабить зубчатый ремень и снять с шестерни распределительного вала.
- Снять крышку головки блока цилиндров.
- Ослабить болты головки блока цилиндров в обратной последовательности, чем это показано на рисунках справа вверху. Перед этим двигатель должен остыть, потому что теплая головка блока цилиндров может деформироваться после снятия.
- Снять головку блока цилиндров вместе со впускным и выпускным коллекторами, а также распределителем зажигания (5-цилиндровый двигатель). Если он не снимается без усилия, помочь себе легкими ударами пластмассовым молотком. Описание работ относится к левой головке блока цилиндров. Снятие правой головки блока цилиндров происходит таким же образом.
Снятие у 6-цилиндрового двигателя
Порядок выполнения
- Снять защиту двигателя и кожух клинового ремня.
- Снять клиновой ремень.
- Снять зубчатый ремень (описание работ выше в этой главе).
- Отсоединить выпускную трубу от выпускного коллектора.
- Слить охлаждающую жидкость через резьбовую пробку сливного отверстия двигателя и радиатора внизу справа.
- Отсоединить воздуховод от выпускного коллектора.
- Разъединить штекер датчика Холла.
- Отсоединить шланги системы вентиляции картера на головке блока цилиндров слева и на головке блока цилиндров справа.
- Отсоединить рукав воздухозаборника от воздушного фильтра.
- Отсоединить от корпуса дроссельного узла слева вакуумную трубку кондиционера и/или блокировки дифференциала.
- Надавить воздуховод вниз и вынуть вместе со шлангами системы вентиляции картера.
- Отсоединить защитное крепление тросового привода «газа», вывесить и освободить трос привода «газа».
- Разъединить штепсельное соединение температурного датчика впускаемого воздуха и клапана стабилизации частоты вращения вала двигателя в режиме холостого хода.
- Отделить топливные сливную и наливную гидролинии.
- Отсоединить соединение на корпус («массу») за корпусом дроссельного узла.
- Отсоединить вакуумный трубопровод, ведущий к блоку управления перед корпусом дроссельного узла.
- Отсоединить штепсельное соединение на корпусе дроссельного узла.
- Открутить вакуумный трубопровод к клапану бачка с активированным углем справа на корпусе дроссельного узла.
- Отсоединить наконечники проводов ко всем свечам зажигания.
- Отсоединить все электрические штекеры на впрыскных форсунках.
- Отсоединить штекеры датчика детонации и обогрева лямбда-зонда.
- Отделить штекеры лямбда-зонда и освободить провода.
- Отсоединить штепсельное соединение к выключателю с гидропроводом и датчику температуры масла (сзади на левой головке блока цилиндров).
- Снять штекер электронного термовыключателя в водяной трубе радиатора.
- Отсоединить вакуумный трубопровод (синего цвета) к обратному клапану в трубопроводе к усилителю тормозов.
- Снять штекеры на впрыскных форсунках слева и справа.
- Открутить держатели патрубка на выпускном коллекторе. Не отделять патрубок.
- Открутить и вынуть выпускной коллектор.
- Закрыть отверстия чистой тканью.
- Открутить трубку системы охлаждения сзади на головке блока цилиндров.
- Снять заборную трубку окиси углерода.
- Снять лямбда-зонд.
- Отсоединить листовую теплоизоляцию выпускного коллектора.
- Снять крышку головки блока цилиндров.
- Снять заднюю часть защитного кожуха зубчатого ремня.
- Отсоединить патрубки от бачка с охлаждающей жидкостью к насосу на головке блока цилиндров.
- Ослабить болты головки блока цилиндров в обратной последовательности, чем показано на рисунках справа вверху. Перед этим двигатель должен остыть, потому что теплая головка блока цилиндров после снятия может деформироваться.
- Снять головку блока цилиндров вместе со впускным и выпускным коллекторами, а также распределителем зажигания (5-цилиндровый двигатель). Если он не снимается без усилия, помочь легкими ударами пластмассовым молотком.
Проверка снятой головки блока цилиндров
Все типы двигателей
Порядок выполнения
- Снять старую прокладку головки блока цилиндров. Поверхности уплотнения на головке блока цилиндров и блоке цилиндров должны быть абсолютно чистыми, без каких-либо остатков уплотнительной прокладки. Нельзя царапать твердым инструментом по мягкой уплотнительной поверхности головки блока цилиндров. Бороздки могут стать причиной следующего повреждения прокладки головки блока цилиндров.
- Проверить головку блока цилиндров на деформацию (особенно важно при повреждении уплотнительной прокладки головки блока цилиндров из-за перегрева).
- Приложить длинную металлическую линейку или гарантированно прямой металлический угол вдоль на очищенную уплотнительную поверхность головки блока цилиндров.
- Проверить измерительным щупом, имеется ли на каком-либо месте прогиб больший, чем 0,1 мм. В последнем случае головку блока цилиндров нужно будет перед установкой отшлифовать.
- С головкой блока цилиндров можно работать только в ограниченных пределах. Должна быть соблюдена минимальная высота – измеренная от верхней к нижней уплотнительным поверхностям – 132,6 мм у 4-цилиндрового двигателя и 132,75 мм у 5- и 6-цилиндровых двигателей.
Установка
Все типы двигателей
Порядок выполнения
- Если вы устанавливаете новую головку блока цилиндров, то необходимо слегка смазать маслом направляющие гидравлических толкателей. Смазать маслом и установить распределительный вал, как описано ранее.
- При необходимости установить резьбовую крышку на смененной головке блока цилиндров 6-цилиндрового двигателя.
- Резьба на болтах головки блока цилиндров и в соответствующих отверстиях на блоке цилиндров должна быть чистой и без повреждений, в противном случае не совпадет момент затяжки при затягивании болтов.
- В отверстиях для болтов блока цилиндров не должно быть масла или воды, иначе чугун в области резьбы может разорваться.
- Провернуть коленчатый вал немного назад против направления вращения, чтобы ни один поршень не стоял в положении ВМТ, иначе открытый клапан при надевании головки блока цилиндров может столкнуться с таким поршнем.
- Положить уплотнительную прокладку головки блока цилиндров таким образом на блок цилиндров, чтобы номер запчасти или обозначение «oben» («вверх») показывал к головке блока цилиндров.
- Надеть головку блока цилиндров. Для этого в мастерской при работе с 4- и 5-цилиндровыми двигателями применяются два направляющих болта. Без вспомогательных средств прокладка и сама головка блока цилиндров постоянно сдвигаются.
- Этот инструмент вы можете изготовить сами из двух старых болтов головки блока цилиндров: отпилить головку болта и пропилить вверху шлиц (для выкручивания отверткой).
- После установки нескольких болтов головки блока цилиндров можно удалить направляющие болты.
- Ввернуть все болты головки блока цилиндров и затянуть в указанной выше последовательности моментом:
Двигатель
|
4-, 5-цилиндровый
|
6-цилиндровый
|
Первая степень затяжки | 40 Н•м | (нет) |
Вторая степень затяжки | 60 Н•м | 60 Н•м |
Третья степень затяжки |
Повернуть болты жестким ключом на половину оборота, не снимая ключа (в той же последовательности). Также можно повернуть два раза по четверти оборота |
- Тем самым болты окончательно затянуты, и их ни в коем случае не нужно затягивать еще раз.
- Обратите внимание при сборке на регулирование тросового привода «газа» и установку впрысковых форсунок у 5-цилиндрового двигателя (глава о впрыске).
- Важно: обратить внимание на последовательность затяжки при монтаже выпускного коллектора у 6-цилиндрового двигателя.
- Кроме того, проконтролировать у 4- и 5-цилиндровых двигателей установку зажигания.