Как в СССР появились мотоциклы с роторно-поршневыми двигателями
Начиная с 60-х годов прошлого столетия, производители транспорта начали многочисленные технические эксперименты с появившимися тогда роторно-поршневыми моторами. Эти двигатели отличались меньшей массой. И в то время считалось, что именно благодаря этому они вытеснят двигатели внутреннего сгорания. Это в первую очередь касалось мотоциклов. Конструкторы Советского Союза тоже старались преуспеть в этой области и проводили собственные эксперименты.
В результате в СССР появилось несколько стоящих проектов с подобными установками. Рабочий роторно-поршневой двигатель впервые возник в 1961 году. Эту установку назвали РД-250. Она имела корпус из чугуна и была оснащена системой воздушного охлаждения. Первоначальный вариант при 6 тысячах оборотов в минуту давал около 9 лошадиных сил, а второй вариант — 17. Конструкторы занялись усовершенствованием двигателя и к 70-м годам прошлого века уже накопили приличный опыт в этой сфере.
В 1970 году возник первый односекционный роторно-поршневый двигатель, дающий 30 лошадиных сил. Этот двигатель получил индекс РД-350В. Для испытаний были выбраны мотоциклы «Днепр». Через 2 года агрегат был доработан и давал уже 40 лошадиных сил. Он был установлен на мотоциклах «Днепр» МТ-9.
В 1976 году на свет появился другой агрегат с индексом РД-510 мощностью 48 лошадиных сил. Он отличался наличием системы жидкостного охлаждения. Мотоциклы были протестированы в довольно суровых условиях. В это же время инженеры продолжали совершенствовать двигатели и повышать уровень их надежности.
В конце 80-х годов прошлого столетия была создана другая установка под индексом РД-515, представляющая собой односекционный двигатель мощностью 38 лошадиных сил. Его вес составлял 38 кг. Данный двигатель имел современное покрытие из никеля и кремния, отличающееся жаростойкостью. Подобная инновация повысила ресурс роторно-поршневых двигателей советского производства до 50 000 км. Испытания проходили на мотоциклах М-73.
Последний советский двигатель под индексом РД-601 появился в 1988 году. Его мощность составляла 52 лошадиные силы. Двигатели перестали разрабатываться после распада Советского Союза. Некоторые образцы хранятся в музеях, а некоторыми разработками завладели зарубежные автопроизводители.
Были ли у вас мотоциклы с роторно-поршневыми двигателями?