Расположение на автомобиле элементов рулевого управления:
-
рулевой механизм;
-
левая рулевая тяга;
-
средняя рулевая тяга;
-
маятниковый рычаг;
-
наконечник правой тяги с шаровым шарниром в сборе;
-
правая рулевая тяга
Общая проверка рулевого управления
Регулярно проверяйте состояние рулевого управления, от которого зависит безопасность движения.
При осмотре рулевого управления особое внимание обращайте на состояние защитных чехлов, колпаков и резьбовых соединений. Порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность чехлы и колпаки обязательно замените, иначе попавшие в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут их из строя.
Поворачивая за рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:
-
надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;
-
нет ли зазора в шарнирах рулевых тяг;
-
надежность затяжки гаек пальцев шаровых шарниров;
-
нет ли заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.
1. Проверьте состояние защитных колпаков шаровых шарниров рулевых тяг. Замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность колпаки.
2. Резко поворачивая рулевое колесо в обоих направлениях (это должен делать помощник), проверьте визуально и на слух крепление рулевого механизма (перемещения механизма на шпильках крепления и стуки не допускаются).
3. Проверьте наличие люфтов шарниров. Шарниры, имеющие ощутимый люфт, замените.
4. Проверьте надежность затяжки и стопорения гаек пальцев шаровых шарниров и
5. затяжки гаек регулировочных муфт.
6. Для проверки состояния маятникового рычага снизу автомобиля энергично покачайте маятниковый рычаг. Наличие люфтов в маятниковом рычаге не допускается.
Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса
При увеличенном свободном ходе рулевого колеса затрудняется управление автомобилем, так как он с запаздыванием реагирует на действия водителя. Кроме того, увеличенный ход, который не удается устранить регулировкой рулевого механизма, свидетельствует о неисправности рулевого управления (ослабление крепления рулевого механизма, рулевых тяг и маятникового рычага или износ их деталей).
Проверку люфта рулевого колеса проводите на автомобиле, установленном на ровном нескользком покрытии. Люфт не должен превышать 5°. При пересчете люфта в линейные единицы (мм) по формуле
L=(5°/360°)pD, где
L – люфт рулевого колеса, мм;
p=3,14;
D – наружный диаметр рулевого колеса, мм.
Для рулевого колеса с наружным диаметром 400 мм он должен составлять не более 17 мм.
Вам потребуются: линейка, мел (или проволока) для нанесения меток.
1. Установите передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению.
Если положение передних колес соответствует прямолинейному движению, а спицы рулевого колеса расположены не горизонтально, это указывает на нарушение регулировок углов установки колес, наличие дефектов в рулевом управлении или подвеске.
2. Установите линейку так, чтобы ее торец упирался в панель приборов, а ребро линейки касалось наружной поверхности обода рулевого колеса. Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо в какую-либо сторону до момента начала поворота передних колес. В этом положении нанесите на обод рулевого колеса метку (закрепите проволоку).
3. Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо в другую сторону до момента начала поворота передних колес. В этом положении нанесите на обод рулевого колеса вторую метку (закрепите проволоку).
4. Измерьте по ободу расстояние между метками. Оно должно быть не более рассчитанного. Если расстояние (свободный ход рулевого колеса) больше и его не удается довести до нормы регулировкой (см. «Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком»), продолжите проверку рулевого управления для определения причины увеличения свободного хода (см. «Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле»).