Амортизаторы автомобиля Шевроле Нива
Особенности конструкции
Амортизаторы передней и задней подвесок отличаются размерами, способом крепления верхней части. Кроме того, передний амортизатор имеет другие параметры рабочей характеристики. Внутренние конструктивные элементы и принцип работы амортизаторов практически одинаковы.
Рис. 6.3. Амортизаторы передней и задней подвесок:
-
нижняя проушина;
-
корпус клапана сжатия;
-
диски клапана сжатия;
-
дроссельный диск клапана сжатия;
-
пружина клапана сжатия;
-
обойма клапана сжатия;
-
тарелка клапана сжатия;
-
гайка клапана отдачи;
-
пружина клапана отдачи;
-
поршень амортизатора;
-
тарелка клапана отдачи;
-
диски клапана отдачи;
-
кольцо поршня;
-
шайба гайки клапана отдачи;
-
дроссельный диск клапана отдачи;
-
тарелка перепускного клапана;
-
пружина перепускного клапана;
-
ограничительная тарелка;
-
резервуар;
-
шток;
-
цилиндр;
-
кожух;
-
направляющая втулка штока;
-
уплотнительное кольцо резервуара;
-
обойма сальника штока;
-
сальник штока;
-
прокладка защитного кольца штока;
-
защитное кольцо штока;
-
гайка резервуара;
-
верхняя проушина амортизатора;
-
гайка крепления верхнего конца амортизатора передней под вески;
-
пружинная шайба;
-
шайба подушки крепления амортизатора;
-
подушки;
-
распорная втулка;
-
кожух амортизатора передней подвески;
-
буфер штока;
-
резинометаллический шарнир
Задний амортизатор состоит из резервуара 19 ( рис. 6.3) с проушиной, клапана сжатия (поз. 2, 3, 4, 5, 6, 7), рабочего цилиндра 21, штока 20 с поршнем 10 и клапанами отдачи и перепускным и кожуха 22 с проушиной. Резервуар 19 изготовлен из стальной трубы, к нижнему концу которой приварена проушина 1, а в верхней части нарезана резьба для гайки 29. В выточку проушины вставлен корпус 2 клапана сжатия в сборе с дисками клапана. Он поджат к выточке рабочим цилиндром 21. Кольцевое пространство между резервуаром и цилиндром заполнено жидкостью. Внутри рабочего цилиндра расположен шток 20 с поршнем 10.
Поршень имеет вертикальные каналы, расположенные по двум окружностям. Каналы на малой окружности закрыты снизу дисками 12 и 15 клапана отдачи, а на большой – сверху тарелкой 16 перепускного клапана.
Клапан сжатия расположен в нижней части цилиндра. В корпусе 2 клапана выполнено гнездо, к которому поджаты пружиной 5 через тарелку 7 диски 3 и 4. Диск 4 дроссельный, имеет вырез, через который дросселируется жидкость при малой скорости перемещения поршня. В нижней части корпуса клапана выполнена цилиндрическая проточка и четыре вертикальных канала, а в обойме 6 – шесть боковых и одно центральное отверстия, через которые жидкость проходит из резервуара в цилиндр и обратно.
Сверху в цилиндр установлена направляющая втулка 23, которая уплотнена в резервуаре кольцом 24, а выход штока – сальником 26 с обоймой 25. Все детали, расположенные в верхней части цилиндра, поджаты гайкой 29. В проушины амортизаторов запрессованы резинометаллические шарниры 38.
Для ремонта амортизаторов требуется специальное оборудование, кроме того, эта работа подразумевает наличие у исполнителя опыта подобной работы. Ремонт амортизатора в гаражных условиях обычно не приводит к желаемому результату. Поэтому ремонтируйте амортизаторы в специализированной мастерской.
Проверка амортизаторов на автомобиле
Состояние амортизаторов проверяют:
-
наружным осмотром. При обнаружении потеков амортизаторной жидкости снимите амортизаторы для ремонта в специализированных мастерских;
-
субъективно – по эффективности гашения колебаний автомобиля при движении. При снижении эффективности гашения колебаний или появлении частых жестких ударов при отбое и сжатии («пробоев») подвесок снимите амортизаторы для проверки и ремонта в специализированных мастерских;
-
наиболее корректной является проверка амортизаторов на специальных стендах (как амортизаторов, установленных на автомобиле, так и демонтированных).
Неисправные амортизаторы меняйте только парами (передние, задние) или комплектом (все четыре).
1. Установите автомобиль на ровную площадку (или ровный пол в гараже). Выключите двигатель, включите в коробке передач I передачу или передачу заднего хода. Стояночным тормозом не пользуйтесь.
2. Раскачайте автомобиль за угол (крыло) вверх-вниз с амплитудой не менее 50 мм.
3. В нижней точке отпустите руки.
4. Если автомобиль совершил одно колебание вверх, затем половину хода вниз и остановился, амортизатор исправен.
5. Повторите операции 2–4 для остальных трех амортизаторов.
Проверка амортизаторов на стенде
Для определения работоспособности амортизатора снимите его с автомобиля (см. подразделы «Передняя подвеска» и «Задняя подвеска») и проверьте на динамометрическом стенде его рабочую диаграмму.
Рабочие диаграммы снимайте согласно инструкции, прилагаемой к стенду, после выполнения не менее 5 рабочих циклов при температуре рабочей жидкости амортизатора 20±5 °С, частоте вращения маховика стенда 60 мин -1 и длине хода штока 100 мм для переднего амортизатора.
Рис. 6.4. Рабочая диаграмма амортизатора:
-
усилие при ходе отдачи;
-
усилие при ходе сжатия
Кривая диаграммы ( рис. 6.4) должна быть плавной, а в точках перехода (от хода отдачи к ходу сжатия) без участков, параллельных нулевой линии.
Оценка результатов по диаграмме. Точка сопротивления хода отдачи при масштабе 47 Н (4,8 кгс) на 1 мм должна находиться от нулевой линии на расстоянии А, равном: 33,3–40,7 мм для передних амортизаторов, 23,5–30,5 мм для задних амортизаторов.
Наивысшая точка кривой хода сжатия при том же масштабе должна находиться от нулевой линии на расстоянии В, равном 3,5–6,5 мм для передних и задних амортизаторов.
Контрольные значения ординат на диаграммах передних и задних амортизаторов заданы для холодных амортизаторов при температуре амортизаторной жидкости 20±5 °С.
После проверки снимите амортизатор со стенда и при необходимости переберите и замените поврежденные детали.
Повторите испытание, чтобы удостовериться в исправности амортизатора.