Автомобили семейства Chevrolet Niva представляют собой дальнейшее развитие концепции отечественных комфортабельных внедорожников, начало которой положил автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». От предшественника они отличаются современным дизайном, повышенной комфортабельностью и более совершенной конструкцией.
ВАЗ-2123 (Chevrolet Niva) и его модификации – легковые автомобили повышенной проходимости с несущим кузовом типа универсал, выпускаемые предприятием СП «GM-AVTOVAZ». Количество дверей – пять, число мест – пять у модификаций L и GLS или четыре у модификаций LX и GLX.
Двигатель расположен впереди продольно. Трансмиссия выполнена по схеме постоянного полного привода с блокировкой межосевого дифференциала и демультипликатором. Передняя подвеска независимая рычажно-пружинная, задняя – зависимая пружинная. Тормозные механизмы передних колес дисковые, задних – барабанные, на модификации LX и GLX устанавливают антиблокировочную систему (ABS). Рулевое управление с гидроусилителем фирмы ZF оснащено устройством регулировки положения рулевой колонки.
Двигатель ВАЗ-2123 с распределенным впрыском топлива, устанавливаемый на модификации L и GLS, разработан на базе двигателя ВАЗ-21213 и соответствует нормам токсичности Евро II. Изменения затронули газораспределительный механизм: для снижения шума применена однорядная цепь и гидронатяжитель цепи. С этой же целью установлены гидравлические опоры клапанов. Часть двигателей выпускают в комплектации, обеспечивающей нормы токсичности Евро III. На этих двигателях применен фазированный впрыск топлива отдельно в каждый цилиндр, раз в четыре такта, а не по упрощенной попарной схеме. Кроме того, выпускной коллектор таких двигателей для снижения теплоемкости изготовлен не из чугуна, а сварен из стальных штампованных деталей. Такая конструкция снижает массу и теплоемкость коллектора, что ускоряет прогрев нейтрализатора отработавших газов и позволяет быстрее приводить его в рабочее состояние. С этой же целью приемная труба теплоизолирована базальтовым полотном. В системе выпуска такого двигателя установлены два кислородных датчика, до нейтрализатора и после него, чтобы отслеживать эффективность работы системы управления двигателем.
По сути двигатель ВАЗ-2123 представляет собой двигатель ВАЗ-21214, адаптированный к моторному отсеку Chevrolet Niva. Он отличается формой впускного тракта и расположением передних опор подвески силового агрегата. Положение опор изменено таким образом, что центр тяжести двигателя находится на линии опор, в отличие от двигателей ВАЗ-21413 и ВАЗ-21414, которые установлены на опорах консольно.
На модификации LX и GLX устанавливают более мощный двигатель Opel FAM 1 Z18XE ECOTEC, обеспечивающий нормы токсичности Евро IV. Автомобили с этим двигателем комплектуются пятиступенчатой коробкой передач Aisin (Япония), объединенной в моноблок с раздаточной коробкой.
В связи с отсутствием на момент издания книги полной технической информации по двигателю Opel FAM 1 Z18XE ECOTEC он не рассмотрен в данном издании. При переиздании книги конструктивные изменения автомобиля будут учтены.
Автомобили Chevrolet Niva 2005 модельного года выпускаются в следующих комплектациях:
- Модификация L – имеет регулируемую рулевую колонку, тканевую обивку салона, иммобилизатор, центральный замок, противотуманные фары в бампере, воздушный фильтр салона,электростеклоподъемники передних дверей, обогреваемые наружные зеркала с электроприводом, корректор света фар, радиоподготовку и резиновый коврик в нише радиоприемника, а также декоративный колпак на диск запасного колеса.
- Модификация GLS – улучшенная версия модификации L. Она имеет велюровую обивку салона, подогрев передних сидений, тонированные стекла, радиоподготовку с антенной и двумя динамиками, литые пятилучевые диски колес и запираемый жесткий чехол запасного колеса.
- Модификация LX – оборудована подушкой безопасности водителя и ABS фирмы Bosch. Кроме того, у этой версии несколько изменена кинематика пружинно-рычажной подвески, в которой применены более жесткие пружины и амортизаторы, а общая высота посадки кузова уменьшена, что вкупе с применением более низкопрофильных 16-дюймовых колес улучшило управляемость на высоких скоростях. В трансмиссии для снижения высокочастотных вибраций применены облегченные карданные валы фирмы GKN с шарнирами равных угловых скоростей вместо карданных шарниров. Усилены тормоза: передние тормозные механизмы с вентилируемыми дисками, диаметр вакуумного усилителя увеличен до 10 дюймов.
- Модификация GLX – представляет собой топ-версию, предназначенную в основном для поставки в страны дальнего зарубежья. Она, помимо перечисленного для модификации LX, дополнительно оборудована подушкой безопасности переднего пассажира, кондиционером Delphi и сиденьями Opel.
В дальнейшем СП «GM-AVTOVAZ» предполагает устанавливать на автомобили семейства Chevrolet Niva дизельный силовой агрегат PSA (на экспорт) и дизель рабочим объемом 1,8 л барнаульского завода (для внутреннего рынка). Кроме того, в перспективе намечено производство коммерческих версий с кузовами пикап и фургон.
В данном издании описана базовая модификация L. Габаритные размеры автомобиля показаны на рис. 1.1, технические характеристики приведены в табл. 1.1.
Параметры
|
Показатели
|
Общие данные
|
|
Число мест, включая водителя
|
5
|
Снаряженная масса, кг
|
1350
|
Полезная нагрузка, кг
|
450
|
Габаритные размеры, мм (длина x ширина x высота)
|
4048х2120х1652
|
Максимальная скорость на высшей передаче с полной массой, км/ч
|
140
|
Время разгона с места с полной массой, с переключением передач до 100 км/ч, с
|
19
|
Двигатель
|
|
Модель
|
ВАЗ-2123
|
Тип
|
четырехтактный, бензиновый,
с распределенным впрыском топлива
|
Количество и расположение цилиндров
|
4 в ряд
|
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм
|
82 х 80
|
Рабочий объем цилиндров, л
|
1,689
|
Степень сжатия
|
9,3
|
Номинальная мощность по ГОСТ 14846 (нетто),
не менее, кВт (л.с.)
|
58,5 (79,6)
|
Частота вращения коленчатого вала
при номинальной мощности, мин-1
|
5200
|
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846 (нетто), не менее, Н·м
|
127,5
|
Порядок работы цилиндров
|
1-3-4-2
|
Трансмиссия
|
|
Сцепление
|
однодисковое сухое, с диафрагменной нажимной пружиной
|
Привод выключения сцепления
|
гидравлический, с автоматической компенсацией износа накладок (на части автомобилей с ручной)
|
Коробка передач
|
пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
|
Передаточные числа коробки передач:
первая передача
вторая передача
третья передача
четвертая передача
пятая передача
задний ход
|
3,67
2,10
1,36
1,00
0,82
3,53
|
Раздаточная коробка
|
двухступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом
|
Передаточные числа раздаточной коробки:
высшая передача
низшая передача
|
1,2
2,135
|
Дифференциал раздаточной коробки
|
конический, двухсателлитный
|
Карданные передачи:
от коробки передач к раздаточной коробке
от раздаточной коробки к переднему и заднему мостам
от переднего моста к колесам
|
с эластичной муфтой и шарниром равных угловых скоростей
с двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках и скользящими вилками
открытая, с шарнирами равных угловых скоростей
|
Главные передачи переднего и заднего мостов:
передаточное число
дифференциал
|
конические, гипоидные
3,9
конический, двухсателлитный
|
Ходовая часть
|
|
Передняя подвеска
|
независимая на поперечных рычагах с цилиндрическими
пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
|
Задняя подвеска
|
зависимая, жесткая балка, связанная с кузовом одной
поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами
|
Колеса
|
дисковые, штампованные или итые
|
Размер обода
|
6J-15Н2 или 61/2J-15Н2
|
Шины
|
радиальные
|
Размер шин
|
205/70R15 95T, 205/70R15 95Q M+S
205/70R15 97T, 205/70R15 97Q M+S
|
Рулевое управление
|
|
Тип рулевого управления
|
травмобезопасное, с регулируемым наклоном рулевой колонки. Рулевой механизм с гидроусилителем (на части автомобилей - с электроусилителем или без усилителя)
|
Рулевой привод
|
трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового и поворотных рычагов
|
Электрооборудование
|
|
Система электропроводки
|
однопроводная, отрицательный полюс источников тока соединен с «массой»
|
Номинальное напряжение, В
|
12
|
Аккумуляторная батарея
|
6СТ-55А
|
Генератор
|
переменного тока со встроенным выпрямителем и электронным регулятором напряжения
|
Стартер
|
дистанционного управления с электромагнитным включением и муфтой свободного хода
|
Кузов
|
|
Тип
|
универсал цельнометаллический, несущий, пятидверный, двухобъемный
|
Рис. 1.5. Основные агрегаты автомобиля (вид снизу спереди):
- двигатель;
- привод переднего колеса;
- редуктор переднего моста;
- передний карданный вал;
- раздаточная коробка;
- промежуточный вал;
- нейтрализатор отработавших газов;
- приемная труба;
- стабилизатор поперечной устойчивости;
- коробка передач;
- защита двигателя
Рис. 1.2. Подкапотное пространство автомобиля (вид сверху) с установленным декоративным кожухом:
- воздушный фильтр;
- декоративный кожух;
- пробка маслозаливного отверстия;
- адсорбер
Рис. 1.3. Подкапотное пространство автомобиля (вид сверху) со снятым декоративным кожухом:
- воздушный фильтр;
- датчик массового расхода воздуха;
- насос гидроусилителя рулевого управления;
- воздухоподводящий патрубок;
- шланг к вакуумному усилителю тормоза;
- шланг большой ветви системы вентиляции картера двигателя;
- шланг малой ветви системы вентиляции картера двигателя;
- шланги подогрева дроссельного узла;
- дроссельный узел;
- бачок омывателя ветрового стекла;
- расширительный бачок системы охлаждения двигателя;
- адсорбер системы улавливания паров топлива;
- ресивер;
- двигатель;
- подкапотная лампа;
- главный тормозной цилиндр;
- бачок гидроусилителя рулевого управления;
- бачок главного цилиндра привода сцепления;
- аккумуляторная батарея
- радиатор системы охлаждения двигателя;
- электровентиляторы радиатора;
- насос гидроусилителя рулевого управления;
- поперечина передней подвески;
- пружина передней подвески;
- нижний рычаг передней подвески;
- левая рулевая тяга;
- растяжка поперечины передней подвески;
- редуктор переднего моста;
- приемная труба;
- средняя рулевая тяга;
- внутренний шарнир привода передних колес;
- правая рулевая тяга;
- штанга стабилизатора поперечной устойчивости;
- наружный шарнир привода передних колес;
- генератор;
- масляный картер двигателя
Рис. 1.6. Основные агрегаты автомобиля (вид снизу сзади):
- регулятор давления в задних тормозах;
- пружина задней подвески;
- амортизатор задней подвески;
- нижняя продольная штанга задней подвески;
- дополнительный глушитель;
- задний карданный вал;
- задний мост;
- поперечная штанга задней подвески;
- основной глушитель