Эмблема марки Acura
Эмблема марки Audi
Эмблема марки BMW
Эмблема марки Cadillac
Эмблема марки Chevrolet
Эмблема марки Citroen
Эмблема марки Daewoo
Эмблема марки Ford
Эмблема марки Honda
Эмблема марки Hyundai
Эмблема марки Infiniti
Эмблема марки Kia

Иностранные производители смогли заработать на программе утилизации

РБК было выяснено, как были распределены средства по программе утилизации и trade-in среди автопроизводителей. В 2014 году лидирующую позицию занял российский концерн АВТОВАЗ, а в 2015 российские и иностранные автоконцерны пока делят поддержку пополам.

Данные о распределение бюджетных средств среди автопроизводителей в рамках программы обновления автопарка (утилизации и trade-in) содержатся в приказах Минпромторга (за декабрь 2014 года и март 2015 года). Именно с ними удалось ознакомиться изданию РБК. В итоге, 6 из 16 участниками программы были подтверждены суммы в документах. В свою очередь пресс-служба Минпромторга на запрос РБК ответа не предоставила.

Стоит напомнить, что госпрограмму утилизации запустили в сентябре 2014 года для поддержки реализации автомобилей на падающем рынке. По ней автопроизводители предоставляли клиентам скидки на приобретение нового автомобиля с использованием trade-in или при условии утилизации старого транспортного средства. Государством возмещались концернам данные расходы в виде субсидий. Стоит отметить, что компенсация скидок производилась только на автомобили российский сборки. В 2014 году на программу двумя траншами было выделено 10 млрд. рублей. и 2,9 млрд. рублей. В текущем году - 10 млрд. рублей и 5 млрд. рублей. Как именно правительством были разделены средства между автоконцернам, по-прежнему неизвестно.

Стоит отметить, что программа утилизации и trade-in предусматривает скидки от 40 тыс. до 350 тыс. рублей на приобретение нового автомобиля в зависимости от его типа. В 2014 году по программе было реализовано 188,2 тыс. автомобилей, в январе-мае 2015 года — около 100 тыс. автомобилей.

Согласно приказу Минпромторга, в 2014 году из 12,9 млрд. рублей, которые были выделены на программу обновления автопарка, 10 млрд. рублей (77,5%) отвелось российским производителям — АВТОВАЗ, УАЗ, ГАЗ и КАМАЗ. Больше всего — 2,8 млрд. рублей (21,7%) от общего бюджета — получил концерн АВТОВАЗ. На втором месте – УАЗ, который входит в группу Sollers Вадима Швецова. На долю ульяновского автозавода пришлось 19,1% объема субсидий — 2,5 млрд. рублей. Суммарная господдержка Sollers, куда, кроме УАЗ, также входят концерны Mazda, Isuzu и 50% Ford Sollers, в 2014 году была сопоставима с АВТОВАЗом — чуть меньше 2,7 млрд. рублей. ГАЗ и КАМАЗ досталось около по 18% бюджета программы — 2,4 млрд. рублей и 2,3 млрд. рублей.

Среди иностранных концернов, крупнейшим получателем субсидий в 2014 году стали:

  • Hyundai (с учетом KIA) 661,7 млн. рублей
  • Volkswagen 641,8 млн. рублей (примерно по 5%)
  • Французский производитель Renault получил 551,6 млн. рублей (4,3%)
  • Ford досталось 329,4 млн. рулей.
  • Nissan — 221,3 млн руб.
  • По 100 млн. рублей было выделено General Motors, GM-Avtovaz, производителю грузовиков Mercedes и «ПСМА Рус» (собирает Peugeot, Citroen и Mitsubishi).
  • А меньше всех получила Toyota — 17 млн. рублей

Источники РБК в компаниях поясняли, что распределение средств зависело от многих параметров, в том числе от объема производства, реализации и локализации на российских заводах иностранных компаний.

В 2015 году при распределении первого транша в 10 млрд. рублей господдержка распределялась между российскими и иностранными концернами почти пополам. К тому же, изменениями была подвержена и формула распределения средств: 60% суммы досталось производителям легковых автомобилей, остальные деньги были направлены на поддержку продаж коммерческого транспорта.

В результате, АВТОВАЗ получил от государства 1,6 млрд. рублей. Завод в Тольятти остался лидером программы, но его доля в общем объеме субсидий сократилась с 21,7 до 15,8%. Концернам ГАЗ и КАМАЗ государством было компенсировано по 1,2 млрд. рублей (доля каждого в общем объеме субсидий сократилась с 18 до 12%). Меньше пришлось на долю УАЗ — 1,1 млрд. рублей (11% против прошлогодних показателей в 19,1%).

Размер субсидий для иностранных производителей, наоборот, резко увеличился. Господдержка концерна Hyundai выросла почти в 3 раза, до 1,5 млрд. рублей — около 15% в общем объеме господдержки. Это чуть меньше чем у АВТОВАЗа, но больше субсидий для других российских автопроизводителей — ГАЗ, КАМАЗ и УАЗ. Источники РБК в концернах сообщили, что Hyundai в 2015 году государством были компенсированы затраты на скидки, которые корейский производитель предоставил сверх квоты по прошлогодней программе. Благодаря дополнительным выплатам корейскому концерну удалось стать вторым по величине получателем субсидий.

Стоит отметить, что лимиты других иностранных концернов в 2015 году также увеличились. Концерн Renault получил от государства 877,5 млн. рублей — в 2 раза больше, чем в 2014 году (рост с 4,3 до 9%). Размер субсидий для Volkswagen выросла на 1/3, до 827 млн. рублей, у Nissan, GM-Avtovaz и «ПСМА Рус» также увеличилсь в 2 раза (592,8 млн., 240,4 млн., и 234,8 млн. рублей).

Самый большой рывок пришел на долю японских концернов Mazda и Toyota: объем господдержки японских концернов увеличился более, чем в 3 раза — до 167 млн. и 56,5 млн. рублей. Частично увеличение числа квот у других иностранных концернов также произошло благодаря компенсации скидок, которые были совершены сверх лимитов в 2014 году.

К сожалению, не всем иностранным концернам удалось добиться лучших условий для продолжения участия в программе утилизации и trade-in в 2015 году. Субсидии для Ford Sollers, наоборот, сократились до 336,3 млн. рублей.) Меньше получил и второй американский концерн GM  - 48,6 млн. рублей против 100 млн. рублей в 2014 году). GM в текущем году не дошел до конца программы: 18 марта автоконцерн объявил, что прекратит продажи в России автомобилей Opel и массовых моделей Chevrolet. Почему сократился размер субсидий для Ford, представители концерна не прокомментировали.

«Равномерное распределение субсидий по программе утилизации и trade-in между российскими и иностранными автоконцернами является попыткой сбалансировать поддержку предприятий, которые работают на территории страны» - отметил Сергей Удалов, являющийся исполнительным директором аналитического агентства «Автостат».

Стоит отметить, что российские автоконцерны еще могут взять реванш в 2015 году. Стоит напомнить, что 13 июля правительством было одобрено выделение следующих 5 млрд. рублей на продление действующей программы утилизации и trade-in. По информации сразу нескольких источников, среди автопроизводителей, почти вся сумма достанется концернам АВТОВАЗ, ГАЗ, УАЗ, а также двум производителям иномарок — южнокорейскому Hyundai и альянсу Renault-Nissan. Многие из оставшихся концернов, по-прежнему, не исчерпали свои квоты по первому траншу.

Российские концерны из этой суммы получат по 1-1,5 млрд. рублей. При этом, почти все деньги уже потрачены: второй транш пойдет в основном на покрытие скидок, сделанные сверх лимитов по первому траншу в первом полугодии 2015 года. На второе полугодие данной суммы не хватит.

По словам участников программы, по ней сегодня реализуется около 40% автомобилей. Это существенная поддержка с учетом текущего спада авторынка. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году объем реализации новых транспортных средств в России снизился более, чем на 10%, в январе-июне 2015 года — на 36,4%. По итогам текущего года АЕБ ожидает спада рынка на 36%, до 1,6 млн. единиц. Без продления программы на второе полугодие, падение реализации будет глубже, уверены топ-менеджеры в трех концернах.

Представители Sollers, Hyundai, KIA, группы ГАЗ и КАМАЗ от каких-либо комментариев отказались, остальные участники программы на запросы РБК ответа не предоставляли.

Отправить комментарий
Цитируемый комментарий:
Категории
Сколько стоит ваш автомобиль?