Шипованная шина (ошипованная шина) – эта зимняя пневматическая шина, имеющая на протекторе характерный зимний рисунок, разработанный для передвижения по мокрой, грязной, снежной и рыхлой (в том числе зимняя каша) дороге и снабженная выступающими шипами, которые повышают сцепление с обледеневшей поверхностью дороги и располагаются в покрышке.
Наличие шипов на 40-50% сокращает длину тормозного пути, весьма существенно увеличивает безопасность при криволинейном движении и во время сопротивления заносу. Устанавливать шипованные шины можно только на все колеса, поскольку частичная установка ухудшает безопасность движения. В отличие от обычных шин их внутреннее давление воздуха на 0,02 МПа.
Шипы противоскольжения для шин состоят из сердечника и корпуса. Сердечник обычно изготавливают из твердых сплавов с высокой вязкостью и износостойкостью, а корпус – сплава свинца и стали. Поверхность корпуса от коррозии оцинковывается и хромируется. Иногда корпус шипа выполняют из пластмассы. Диаметр шин варьируется в зависимости от назначения: 8-9 мм – для легковых автомашин и до 15 мм – для грузовых. Длина шипов может достигать 10-30 мм в зависимости от толщины протектора.
Количество устанавливаемых шипов зависит от массы машины, условий эксплуатации и мощности двигателя. В среднем, в месте контакта колеса с поверхностью дороги должно быть порядка 8-12 шипов, а их выступающая часть должна составлять: для легковых автомашин – 1-1,5 мм, для грузовых - 3-5 мм.