Тип механической передачи – вот критерий классификации редукторов. В основе редукторов рулевого управления некоторых автомобилей, особенно российской «классики», лежит винт, внешне напоминающий червяка. Отсюда и название передачи – червячная. С помощью такого типа передачи и передаётся крутящий момент от рулевого колеса к сошке рулевого управления. В конструкцию червячного редуктора может входить несколько механических планетарных передач. С помощью такого редуктора удаётся увеличить крутящий момент и уменьшить угловую скорость выходного вала, при меньшем крутящем моменте на входном валу. Это осуществляется за счёт преобразования энергии, которая заключена в высокой угловой скорости на входном валу.
В конструкции автомобиля большое применение находят одноступенчатые червячные редукторы. В таких редукторах расположение « червяка» может быть весьма различным. Он может располагаться под зубчатым колесом, над ним и сбоку от него. Конструкция червячного редуктора находится в полной зависимости от требований компоновки, но обычно нижнее расположение червяка выбирается при скорости скольжения ниже пяти м/с, а верхнее расположение червяка при скорости скольжения выше пяти м/с. Боковое размещение червяка применяется гораздо реже, так как в этом случае затрудняется процесс смазки подшипников вертикального вала.
Чтобы уменьшить вероятность заедания червячной передачи, в них применяют масла высокой степени вязкости. Если скорость скольжения в червячной передаче меньше десяти метров в секунду, смазка передачи выполняется окунанием его движущихся элементов в масляную ванну. Когда червяк расположен в нижней части редуктора, уровень масла в корпусе редуктора должен быть таким, чтобы червяк весь был погружен в смазку. Уровень смазки может устанавливаться и по положению подшипников, в таком случае в конструкцию редуктора входят специальные кольца, с помощью которых осуществляется разбрызгивание масла в корпусе редуктора. Кольца выполняются в виде крыльчатки и подают смазку, как на червяк, так и на зубчатое колесо. Если скорость скольжения в передаче превышает десять метров в секунду, смазку выполняют циркуляционно – принудительно, когда охлаждённое и отфильтрованное масло насосом нагнетается в зону зацепления червяка и зубчатого колеса.