Маховик, или маховое колесо – это тяжелое колесо на валу двигателя, которое выравнивает ход автомобиля. Маховик относится к нескольким системам двигателя.
Он выполняет следующие функции:
- понижает неравномерности вращения коленчатого вала,
- передает крутящий момент от двигателя к КПП,
- передает крутящий момент от стартера до коленчатого вала двигателя.
Сглаживание пульсации крутящего момента происходит в тот момент, когда маховик накопил и отдал кинетическую энергию. То есть, во время работы поршня кинетическая энергия запасается, а после расходуется при других тактах. Стоит отметить, что число цилиндров сказывается на времени работы поршней. Если в двигателе много цилиндров, то рабочий ход поршня будет занимать достаточное количество времени. Таким образом, крутящий момент такого мотора будет намного равномерней, масса маховика – уменьшена.
Конструкция маховика устанавливается в торце коленчатого вала, неподалеку от заднего коренного подшипника, который является в двигательной системе самым мощным подшипником. Именно он выдерживает вес маховика и все нагрузки, которые связаны с его работой.
Среди конструкции маховика можно встретить следующие виды:
- Сплошной (массивный диск диаметров до 40 см; коленчатый вал проворачивается при помощи стартера; конструкция отличается внешней поверхностью диска, на которой напрессован стальной зубчатый венец; с одной стороны маховика находится ступица, предназначенная для установки фланца коленчатого вала, другая сторона необходима в качестве ведущего диска сцепления),
- Двухмассовый, или демпферный (задействованы гасители крутильных колебаний; имеет два диска, которые соединены пружинно-демпферной системой; система позволяет отделить трансмиссию от крутильных колебаний, что обеспечивает равномерную работу всех компонентов. Преимущества: ликвидация слышимых вибраций, шумоизоляция, долгая служба синхронизаторов, удобное переключение передач, экономия топлива, защита трансмиссий. Недостатки: относительно быстрый износ пружинно-демпферной системы, поломка дуговой пружины.),
- Облегченный (встречается у тюнингованных автомобилей; масса маховика перераспределяется к краям диска, из-за чего его масса уменьшается до 1,5 килограммов, к тому же уменьшается момент инерции; максимальные обороты достигаются намного быстрей, чем у других видов; лучше разгонная динамика; мощность способна увеличиться почти на 5%).