Поведение автомобиля во время движения на дороге имеет плохое свойство зависеть от соответствия шин и колесных дисков параметрам ходовой подвески. Что общего между нормальным ходом легкового автомобиля и маркировкой колесных дисков? Связь очевидна, и выбор нужно делать на основе правильной ее расшифровки.
Маркировка дисков для легковых автомобилей
С резиной проще, здесь многие параметры очевидны, сведения о характеристиках напечатаны в маркировке ровным рядочком на боковине колеса и понятны на интуитивном уровне. С колесными дисками сложнее, они покупаются гораздо реже, а иногда достаются в наследство вместе с машиной или задешево по случаю. Поэтому, чтобы не купить металлолом, нужно правильно читать маркировку колес, расшифровывать ее без ошибок.
Видео как правильно читать маркировку дисков:
Совет практика
Рынок завален колесами на любой вкус и финансы. Как ни странно, даже в продвинутых автолавках наряду с первоклассным товаром продается невесть что. Читаем маркировку и анализируем. Не связанные конкретными требованиями выдерживать место и форму маркировки производители ставят код маркировки:
- в зоне центровочного ступичного кольца или плоскости сопряжения колеса и ступицы моста как с наружной, так и с внутренней стороны;
- по периметру обода колесного диска, также в обоих направлениях;
- в разных местах группами.
Маркировка представляет собой цифробуквенный код, содержащий уйму информации о конкретном изделии, позволяет выбрать «железо», но не гарантирует его качество. Код маркировки включает слегка путаный набор символов, характеризующий геометрические параметры колеса. Большинство технических сведений, используемых в маркировке, необходимы, но не всегда нужны потребителю.
Рассмотрим, как пример, такой вариант маркировки колес легкового автомобиля.
6,5 |
J x15 |
5/112 |
H2 |
ET45 |
D57,1 |
Третий, пятый и шестой показатели определяются техническими параметрами ступицы моста, поэтому выбор колесного диска всегда начинается с них.
Первое и самое важное число – размер ширины обода в дюймах, другими словами – от него отталкиваются при выборе резины или наоборот. Существует определенный ряд соответствия ширины колесных дисков параметрам резины. При известной ловкости рук можно одеть узкопрофильную резину на широкопрофильный диск, но в таком случае не исключены разнообразные сюрпризы. В лучшем случае отделаетесь постоянной подкачкой колес из-за плохого прилегания посадочного бортика шины, в худшем – округлением профиля протектора и «съеданием» резины в считанные месяцы эксплуатации.
Группа Jх15 в маркировке говорит о форме закраины борта диска, если у вас обычный автомобиль, то можно не обращать особого внимания. Для внедорожников и гоночных вариантов, скорее всего, будет стоять JJ – символ повышенной устойчивости к боковым нагрузкам и возможным срывам покрышки.
Код 5/112 в маркировке обозначает параметры крепления колеса. Количество отверстий под шпильки ступицы и диаметр в миллиметрах, на котором расположены оси креплений. Первый параметр явно лишний в маркировке, число легко контролируется визуально, он нужен скорее технологам или учетчикам. Второй – так же важен, как и посадочная ширина колеса. Иногда дополняется аббревиатурой PCD и ставится не в общей группе, а отдельно. В универсальных колесных дисках может существовать два диаметра отверстий под шпильки ступицы. В таком случае обозначение будет выглядеть, как 5х100/120 – два ряда отверстий, расположенных на окружности в 100 и 120 мм. Возможно, подобная унификация привлекательна для производителя, но преимущества для потребителя весьма сомнительны, второй ряд отверстий, даже в усиленном варианте, снижает прочность и увеличивает вероятность развития трещин.
На поверхности ручья обода колесного диска предусмотрены специальные кольцевые выступы, именуемые хампами, от слова hump – выступ или бугор. Их задача – обеспечить устойчивость посадочного бортика шины. Параметры H – один выступ или H2 – два выступа. Для обычной резины – вещь второстепенная, но, если планируете использовать шины с усиленными боковинами, именуемыми в народе «бронированные», или правильно – RunFlat, о значении параметра стоит поинтересоваться именно у продавцов резины.
Два наиболее важных параметра колесного диска – ET и D
ЕТ, ET45 в маркировке так называемый вылет, или расстояние от плоскости симметрии шины, перпендикулярной оси вращения, до поверхности прилегания диска к ступице моста. Заводом-изготовителем машины рекомендуется определенный параметр вылета колесного диска для конкретной модели автомобиля.
Теоретически, чем больше абсолютное значение вылета, тем больше нагрузка на ступичные подшипники. Лучшее значение ЕТ=0. Но особенности конструкции колесных арок, тормозных суппортов и амортизаторных стоек вынуждают применять колесные диски с вылетом. Ширина обода диска в ряде случаев связана с размером вылета диска. Иногда автолюбители устанавливают по собственной инициативе колеса с большей шириной обода, чем рекомендованные заводской маркировкой. В итоге часть колеса выступает за пределы колесных ниш. Такие варианты можно определить невооруженным глазом. Пыль, грязь, царапины от гравия на дверях и задних крыльях позволяют определить нарушение вылета диска безо всякой маркировки.
Специалисты в один голос утверждают, что превышение вылета колеса уменьшает ресурс подшипников, но реальной статистики выходов из строя практически нет, поэтому вопрос остается открытым.
В маркировке параметр D всегда определяет диаметр посадочного центрирующего отверстия в колесном диске, позволяющего точно установить колесо на соответствующий выступ на ступице. Размер в маркировке дается с десятыми миллиметра, и соблюдать этот параметр крайне важно. От его соблюдения в значительной степени зависит точность и прочность крепления колеса. Часто производителю более выгодно изготавливать колесные диски с большим размером D, прилагая к комплекту дисков набор дешевых переходных колец-проставок. В таких случаях уменьшается глубина завинчивания гайки на величину проставки и снижается надежность крепления.
Последним и очень важным является показатель MAX LOAD, или величина предельной нагрузки на диск. Указывается в фунтах или килограммах.
Группа обозначений маркировки, не связанных с безопасностью движения
Дополнительно на колесных дисках может присутствовать:
- маркировка производителя;
- фирменное название;
- предельное давление в шине, например, MAX PSI 50 GOLD;
- способ обработки металла, например, FORGET (кованый);
- дата выпуска в виде недели и года. Например, 0115 –первая неделя 2015г.
Эти сведения в маркировке важны для маркетинга или правильной продажи товара, но для автомобилиста они отходят на второй план, если, конечно, целью покупки колесных дисков не является повышение внешнего вида автомобиля, престижа и самооценки.
Маркировка литых дисков автомобиля
Технологически литые диски колес изготавливаются методом литья или жидкой штамповкой легких сплавов – алюминиевых, магниевых и титаномагниевых. Кроме перечисленных индексов, в маркировке литых дисков автомобиля обязательно будет присутствовать клеймо проверки рентгеном, клеймо организации, контролирующей качество изготовления. Причем, последнее на стенках колес выбивается в виде эмблемы или пиктограммы.
На видео можно посмотреть маркировку дисков J7x16, PCD 5x114.3 ET45 более подробно: