Эмблема марки Acura
Эмблема марки Audi
Эмблема марки BMW
Эмблема марки Cadillac
Эмблема марки Chevrolet
Эмблема марки Citroen
Эмблема марки Daewoo
Эмблема марки Ford
Эмблема марки Honda
Эмблема марки Hyundai
Эмблема марки Infiniti
Эмблема марки Kia

Как работает ABS в автомобиле

С каждым годом автопроизводители оснащают свои транспортные средства все более совершенными системами активной безопасности и помощи при вождении. Одной из таких систем, оказывающих помощь при торможении стала ABS. Она создана для того, чтобы не позволить колесам оказаться заблокированными при экстренном торможении. Таким образом эта система способствует сохранению для водителя контроля над авто, который легко потерять если колеса окажутся заблокированными полностью.

АБС

В настоящее время практически каждый автомобиль штатно оснащается системой АБС. Несмотря на некоторые нарекания на ее работу со стороны водителей, антиблокировочная система способна существенно сократить тормозной путь при экстренном торможении. Для этого, после нажатия водителем педали тормоза, она начинает следить за вращением колес в автоматическом режиме и, если одно или сразу все оказываются неподвижными, уменьшает тормозное усилие, разблокируя колесо.

Принцип работы АБС – простые сложности

Любая антиблокировочная система при своей активации практически имитирует действия опытного водителя, который «на автомате» использует в экстренных ситуациях технику прерывистого торможения. Но в отличии от живого человека, который не может полностью исключить эмоциональную составляющую, АБС работает четко и беспристрастно, выполняя свои прямые обязанности безукоризненно. Но только на дороге с твердым и ровным покрытием – на ухабах эффективность АБС резко снижается, что должно учитываться любым автомобилистом.

Устройство системы достаточно простое, и в роли «главнокомандующего» выступает блок АБС, постоянно принимающий сигналы о скорости вращения каждого колеса во время движения автомобиля. Соответственно, на ступице всех колес имеется специальный датчик, передающий эти сигналы. В тот момент, когда водитель выжимает педаль тормоза, колеса часто оказываются полностью заблокированными, что влечет потерю управляемости автомобилем. При неподвижных колесах вступает в действие система АБС авто.

АБС

При отсутствии вращения колеса мгновенно реагирует блок АБС – он отправляет на модулятор соответствующую команду, и давление в системе торможения падает. Для этого в ней имеется специальный клапан с электроприводом, сообщающийся с гидроаккумулятором, куда и перетекает избыток жидкости. Тормозное усилие снижается, колеса продолжают вращение, не теряя сцепления с дорогой. Как только скорость движения колеса возрастет, система вновь начнет активное торможение. Таким образом можно ответить на вопрос как работает АБС на авто. Следует упомянуть, что прерывистое торможение считается наиболее эффективным.

Интересно! АБС активируется в среднем 20 раз в секунду – это обеспечивает наибольшую эффективность торможения. Человек физически не способен столько раз подряд нажать на педаль тормоза.

Всегда ли АБС помогает водителю

Достоинства антиблокировочной системы неоспоримы, поскольку вне зависимости от своей конструкции она выполняет очень важные задачи:

  • повышает безопасность водителя, пассажиров и остальных участников дорожного движения;
  • увеличивает срок эксплуатации покрышек;
  • существенно уменьшает тормозной путь авто на твердом покрытии;
  • позволяет водителю маневрировать автомобилем при торможении, к примеру, совершать поворот, который невозможен, если на авто не установлена антиблокировочная система тормозов ABS.

Конечно не обходится и без негативных отзывов. Некоторых автовладельцев пугает характерный треск, раздающийся во время срабатывания АБС, многие наслышаны о неэффективности этой системы на плохих дорогах или невозможности быстро затормозить на обледенелом спуске/подъеме. Стоит сразу отметить, что антиблокировочная тормозная система создавалась исключительно для помощи водителю при необходимости экстренно остановиться, не потеряв возможности контролировать и управлять автомобилем.

авто с АБС

Далеко не каждый, даже очень опытный водитель знает, что блокировка колес при торможении особенно опасна не на твердом сплошном покрытии, когда есть небольшие шансы удержать автомобиль на заданной траектории. Малейшие неровности, разнородность покрытия, и даже разный рисунок протектора при блокированных колесах неизбежно ведут к полной потере управляемости. Авто с АБС практически полностью застраховано от неуправляемого заноса в такой ситуации, что вполне реально может помочь избежать катастрофы.

Когда АБС может помешать

Как и многие другие инновационные системы, АБС эффективна при определенных условиях. Так, система отлично зарекомендовала себя на твердом, пусть даже скользком покрытии (мокрый асфальт или лед). Но стоит автомобилю съехать с него, попав на неровную, покрытую ямами или выбоинами дорогу, как эффективность АБС резко снижается. Выражаясь простым языком, «умная» система не в состоянии адекватно оценить скорость вращения каждого колеса.

Другой ситуацией, когда АБС может лишь помешать, является крутой спуск по сильно заснеженной дороге, или, когда вместо твердого покрытия присутствует лишь жидкая грязь. При необходимости полной остановки автомобиля антиблокировочная система тормозов просто не позволит это сделать, и ТС будет постепенно скатываться вниз благодаря силе земного притяжения даже при полностью выжатой педали тормоза. Такие же проблемы могут отмечаться и при подъеме – остановиться будет непросто.

авто

Конечно, автопроизводителями учитывается эта недоработка, и в последнее время большинство, к примеру, внедорожников, имеют систему, постоянно ведущую мониторинг степени уклона автомобиля, и при достижении критических значений АБС становится неактивной. Если же транспортное средство не имеет такой системы, водителю требуется быть максимально собранным при преодолении крутых спусков или подъемов.

Совет! При необходимости остановиться в условиях, когда активная АБС препятствует этому, можно резко дернуть ручник, заблокировав задние колеса автомобиля – система блокировки при этом временно отключится самостоятельно, позволив остановить авто.

Возможные проблемы при эксплуатации авто с АБС

Устройство АБС автомобиля отличается достаточной простотой и надежностью, и при отсутствии каких-либо внешних механических воздействий, проблем с ней практически не возникает. Электронная составляющая системы хорошо защищена предохранителями и реле, и, если проблемы возникают, они часто связаны с колесными датчиками, которым приходится работать в очень непростых условиях – постоянная грязь, воздействие крайне агрессивной среды, и даже большой люфт в подшипниках самой ступицы могут служить причинами некорректной работы всей системы.

авто с АБС

На работоспособность антиблокировочной системы влияет и состояние аккумуляторной батареи автомобиля. Так, в случае понижения напряжения на его клеммах до 10,5 В и ниже, система может выключиться самостоятельно и оставаться неактивной. Центральный электронный блок может отключить АБС и при возникающих скачках напряжения в бортовой электросети. Для недопущения самопроизвольного отключения системы необходимо следовать простейшим рекомендациям:

  • при включенном зажигании и запущенном двигателе не стоит разъединять электрические разъемы;
  • не следует часто заводить авто, прикуривая от другого автомобиля, или предоставлять для этих целей свой;
  • все контактные соединения на АКБ и генераторе должны быть чистыми, а их соединения надежными.

Достаточно часто встречается ситуация, когда периодически загорается контрольная лампа АБС на приборной панели, но через некоторое время гаснет. Такое явление чаще можно объяснить именно проблемами с проводкой – необходимо срочно проверить все провода и зачистить контакты. Сделать это можно самостоятельно, но, если проблема не решена, потребуется обратиться в специализированный сервис.

Внимание! При самостоятельной замене тормозной жидкости на авто с АБС, обязательно требуется «разрядить» гидроаккумулятор АБС, для чего при выключенном зажигании необходимо 20-30 раз полностью выжать педаль тормоза.

На что влияет количество каналов АБС

В настоящее время на дороге можно встретить автомобили, оснащенные одно- двух- или многоканальными антиблокировочными системами. Разница между ними достаточно велика, и чем больше каналов, тем большей эффективностью отличается система. Так, одноканальная АБС создает одинаковые условия работы на все колеса автомобиля одновременно – вне зависимости от того, сколько из них оказались заблокированными при торможении. Система АБС, работающая по многоканальной схеме, оказывается более эффективной, поскольку анализирует скорость вращения каждого колеса, и уменьшает тормозное усилие каждого по отдельности.

авто

Стоит понимать, что, какая бы антиблокировочная система ни была бы установлена, она предназначена всего лишь для помощи водителю, и ни коим образом не отменяет необходимости адекватного поведения за рулем. Если водитель не способен адекватно оценивать дорожную обстановку, склонен к превышению скорости, а при движении не принимает во внимание состояние покрытия и метеоусловия, самые совершенные системы безопасности и помощи окажутся малоэффективными.

АБС – можно ли отключить ее без последствий

Поскольку для многих водителей эффективность антиблокировочной системы является достаточно спорной, ими предпринимаются попытки найти способ ее отключения. Если отбросить тот факт, что самовольное отключение штатной АБС на новом автомобиле практически гарантированно лишает автовладельца заводской гарантии, отсутствие помощи электроники при торможении может привести к серьезным последствиям.

Если все же водитель считает целесообразным отключение антиблокировочной системы, делать это необходимо правильно, а не просто вытащив соответствующий предохранитель из блока. Практически на каждом автомобиле возможна установка самодельного реле, при помощи которого АБС можно отключать из салона – естественно временно, к примеру, перед крутым спуском или подъемом, после преодоления которого систему вновь можно активировать. Решить, отключать или не отключать АБС, можно после просмотра видео, в котором рассказаны тонкости работы этой системы:

admin
Категория: А
Отправить комментарий
Цитируемый комментарий:
Сколько стоит ваш автомобиль?
Кроссворд
Что вы знаете об
устройстве автомобиля?
пройти тест