Эмблема марки Acura
Эмблема марки Audi
Эмблема марки BMW
Эмблема марки Cadillac
Эмблема марки Chevrolet
Эмблема марки Citroen
Эмблема марки Daewoo
Эмблема марки Ford
Эмблема марки Honda
Эмблема марки Hyundai
Эмблема марки Infiniti
Эмблема марки Kia

Самостоятельная диагностика авто с автосканером

Кроме многофункциональных адаптеров для диагностики автомобилей с электронной системой управления двигателем, существует ещё один распространённый метод. Это работа с диагностическими сканерами. Что это такое? Как выбрать автосканер для диагностики? Как им пользоваться? Об этом расскажет эта статья.

Что такое автосканер и его отличие от диагностического адаптера

Хотя они и выполняют похожие функции, то есть проводят диагностику автомобилей, работающих под управлением компьютера, это всё же принципиально разные устройства. Адаптер предназначен для сопряжения любого программируемого устройства компьютерного типа с электронным блоком управления машины (ЭБУ). А вот автосканер — это готовое компьютерное устройство, запрограммированное только на диагностику.

То есть если, например, отключив адаптер для диагностики, устройство можно использовать для других целей, например, звонить со смартфона, выходить в сеть с компьютера, то сканер может заниматься диагностикой и ничем более.

Автосканер для диагностики имеет в составе комплекта:

  •  Встроенный экран, на который выдаются параметры диагностируемого ЭБУ.
  • Панель управления сенсорного или клавишного типа.
  • Шнур для подключения к разъёму диагностики автомобиля.
Важно! Может быть, несколько видов различных разъёмов для разных моделей автомобилей! Это зависит от типа автосканера, и об этом позже.

Различные виды автосканеров для диагностики

Вообще, официально их никто не делит на виды. Но мастера диагностики чётко разделили для себя эти устройства на следующие категории:

  1. Дилерские автосканеры.
  2. Мультимарочные сканеры.
Внимание! Некоторые авторы ошибочно относят в группу сканеров дополнительные бортовые компьютеры (БК), могущие считывать ошибки. Они называют их «марочными» сканерами. Это неверное определение. Эти устройства не имеют с автосканерами ничего общего. Просто дисплей, выдающий некоторые параметры диагностики.

Дилерские автосканеры для диагностики

Это самые дорогие и редко встречающиеся устройства. Дело в том, что производители самых дорогих и престижных марок автомобилей стараются обеспечить такое положение, при котором их машины будут обслуживаться только в принадлежащих им центрах. Для этого и создаются специальные программы только под их машины. Специальные болты, откручивающиеся только особым инструментом, что не мешает, правда, русским умельцам придумывать свои, выполняющие аналогичные функции, и другие девайсы.

В плане диагностики, это выглядит таким образом, при попытке провести процедуру «не родным» сканером или адаптером происходит либо блокировка запуска двигателя, либо отключаются некоторые опции. В результате машину всё равно придётся отправлять в дилерский центр, где, имея соответствующую аппаратуру, специалисты проведут восстановление функций. Как правило, такие автосканеры имеют очень высокую стоимость. Поэтому покупать их среднему автосервису просто не имеет смысла.

Оправдает себя такой аппарат очень нескоро. Для примера несколько производителей автомобилей, пользующихся таким приёмом:

  • BMW.
  • Toyota.
  • Infinini.
  • Jaguar.

Но «Тойота», например, оборудует такими защитами не все свои автомобили, а только некоторые из престижных моделей. Остальные прекрасно диагностируются через обычный стандарт OBD-2.

Интересно! А вот широко известные и престижные автомобили от «Мерседес» изначально предназначены для диагностирования мультимарочными сканерами через группу VAG.

Поэтому так уж пристально рассматривать дилерские аппараты не имеет смысла. Они предназначены для сервисных центров.

Мультимарочные автосканеры

А вот это уже совсем другая история. Данные устройства, автосканеры для диагностики, изначально предназначены для проведения обследования автомобилей различных марок. Вот эти аппараты обычно имеют в своём комплекте набор шнуров с различными разъёмами. Мультимарочные сканеры для диагностики тоже имеют свои три вида:

  1. Для легковых автомобилей.
  2. Для грузовых и автобусов.
  3. Для спецтехники.

Да, два последних типа машин в настоящее время оборудованы ЭБУ и требуют, как и легковые машины, компьютерной диагностики. И поэтому при их ремонте считывание данных с ЭБУ просто необходимо. Но здесь будут рассмотрены сканеры именно для класса легковых.

Кто делает автосканеры для диагностики

Если дилерские аппараты диагностики выпускают, как правило, специальные предприятия, приписанные, так сказать, к производителю автомобиля, то мультимарочные этим условием не связаны. Обычно это крупные производственные объединения с уклоном в исследовательскую деятельность. Часто, они же, и занимаются разработкой и выпуском и электронных блоков управления автомобилей. Примером такого производителя может служить Самарское предприятие «НПП НТС». Эта аббревиатура расшифровывается как научно производственное предприятие — новые технологические системы. Именно оно разрабатывает ЭБУ для современных моделей ВАЗ. Ну и соответственно разрабатывает и выпускает аппаратуру для диагностики и ремонта.

Но не ограничиваясь только «ВАЗ», научное предприятие изначально закладывает в свои автосканеры возможность диагностики автомобилей других марок. Спектр подключаемых автомобилей настолько широк, что не хватит нескольких страниц для его перечисления.

Кстати! Это же предприятия выпускает и адаптеры для мотор-тестера, мощного агрегата для глубокого обследования автомобилей.

Из этой же серии диагностических сканеров и «Авто-Ас» от компании — «ACELab». Это филиал НПП «АСЕ» — Ростовской компании. Интересно, что лучшее оборудование для проведения компьютерной диагностики автомобилей выпускают именно Российские предприятия. Импортные в этом плане значительно отстают.

Работа с диагностическими автосканерами

На первый взгляд, размеры этих устройств не позволяют вместить необходимый объём информации для связи с различными ЭБУ. Этот вопрос решён в данных устройстве методом замены прошивок автосканера.

Различные наборы диагностируемых ЭБУ и их замена

Первоначально, в первых моделях многих из этих устройств использовался принцип сменных картриджей. То есть, если кто помнит приставки типа «Денди» и «Сега», к прибору прилагались эти самые картриджи, на каждом из которых был записан свой набор диагностируемых ЭБУ. Мастеру-диагносту достаточно было посмотреть на автомобиль и поменять съёмный блок.

Однако со временем от этого способа отказались. Дело в том, что все операции по считыванию данных и управлению исполнительными механизмами лучше работают в одной программе, а при системе картриджей, образно говоря, программа разделена. Поэтому разработали и внедрили метод перепрошивки автосканера.

Прошивки

В наборе каждого мультимарочного автосканера обязательно имеется специальный соединительный провод, с разъёмом для подключения к персональному компьютеру или ноутбуку. Кроме этого, имеется установочный диск, с программой и набором прошивок. С этого диска устанавливается специальная программа, которая позволяет связать диагностический автосканер с компьютером.
После того как такая связь установлена, из имеющихся на диске архивов выбирается необходимая прошивка автосканера и устанавливается, по инструкции. Ничего особенно сложного в этом нет.

Внимание! Но это чётко указывает на необходимость для мастера-диагноста прилично владеть компьютерной грамотой. Конечно, не на уровне программиста, но как минимум — уверенного пользователя.

В общем, уважающая себя станция технического обслуживания легковых машин, занимающаяся диагностикой автомобилей с электронной системой управления (ЭСУД), обязательно должна иметь отдельный компьютер для автоэлектрика.

Кстати! Мультимарочные сканеры имеют функцию записи параметров, но их надо сразу после диагностики, через ту-же программу переносить на жёсткий диск компьютера для сохранения.

Процесс работы

Итак, выбрана и установлена необходимая прошивка. Начинается процесс диагностики.

Внешний вид автосканеров примерно одинаков. Если формы у каждого и свои, то рабочая панель обязательно имеет в своём наборе дисплей жидкокристаллический и набор сенсорных клавиш. Как минимум 6. Это кнопки:

  1. Включение (ввод).
  2. Выключение (выход)
  3. Вверх.
  4. Вниз.
  5. Вправо.
  6. Влево.

Но иногда может быть и больше. Например, ДСТ от НПП НТС имеет полный цифровой набор для ввода сервисных кодов.

Подключение

Здесь нет ничего особенного.

  1. Найти в автомобиле диагностический разъём.
  2. Выбрать из прилагаемого набора нужный.
  3. Присоединить его к гнезду сканера.
  4. Второй к разъёму машины.
  5. Нажать кнопку включения.
  6. Включить зажигание автомобиля.

Правда, на некоторых автомобилях питание на разъём диагностики, и соответственно на автосканер подаётся только после включения зажигания. В этом случае нужно поменять местами пункты 5 и 6 для начала диагностики.

Определение ЭБУ перед диагностикой

Нужно знать, что аппараты не имеют своего источника питания, и работают от автомобильной сети. После нажатия на кнопку включения загорится встроенный экран. Как правило, во всех сканерах, после необходимых информационных заставок появляется меню выбора проверяемого блока управления. Во всех этих аппаратах обязательно находится в меню функция «автоопределения».

Кнопками «Вверх» и «Вниз» подводится курсор к функции «автоопределение». Нажимается клавиша «Ввод» и автосканер начинает проверку. При нахождении подходящего протокола на дисплее высвечивается название и модель ЭБУ.

Внимание! Важно знать! Не всегда прибор в состоянии определить марку ЭБУ самостоятельно. Это может быть связано с установленной на электронный блок нестандартной прошивкой. Тогда придётся выбирать блок вручную. Из предлагаемого списка.

Работа автосканером с электронным блоком управления

Когда связь установлена, и блок определён наступает черёд непосредственно диагностики. Полностью описать процедуру в формате одной статьи просто нереально. Ведь работа мастера-диагноста требует обучения и специальных навыков. Но некоторые аспекты можно упомянуть.

Итак, первым делом в появившемся меню блока нужно выбрать раздел «ошибки ЭБУ». Это самая необходимая проверка для любого автомобиля, тем более что она не требует особых знаний. Прочитав список присутствующих в памяти ошибок, лучше всего сохранить их в памяти автосканера. И нажать клавишу «Стереть ошибки». Это позволяет определить, при следующей диагностике, какая из проблем всего лишь разовый сбой, а какая относится к серьёзной поломке.

Потом следует по возможности провести проверку «Исполнительных механизмов». То есть зайти в этот раздел, и при заведённом моторе поменять обороты регулятором холостого хода (РХХ), поочерёдно по одной попробовать отключить форсунки и катушки зажигания, включить и выключить клапан адсорбера. При всех этих манипуляциях прислушиваться к изменениям в работе мотора.
 С линейными параметрами диагностики намного сложнее. Тут уже требуется мастерство и знания хорошего мастера-диагноста знающего нормальные параметры работы мотора.

Очень важно! В наборе автосканера для диагностики имеются команды типа — «сброс ЭБУ» и «инициализация ЭБУ». Обращаться с этими командами следует чрезвычайно осторожно! Если для российских блоков типа «Январь» и «Бош» (адаптированный для ВАЗ), процедура очистки памяти не представляет опасности, то некоторые зарубежные автомобили могут серьёзно пострадать!

Завершение работы

Обязательно выйти из всех меню клавишей «Выход», пока не появится «главная страница». На автосканерах, имеющих кнопку «выключить» обязательно нужно это сделать. Выключить зажигание и отсоединить шнур от разъёма. Ну вот и всё, что можно сказать в одной обзорной статье.

Полезное видео по диагностическим автосканеру «Авто-Ас»:

Отправить комментарий
Цитируемый комментарий:
Категории
Сколько стоит ваш автомобиль?