Эмблема марки Acura
Эмблема марки Audi
Эмблема марки BMW
Эмблема марки Cadillac
Эмблема марки Chevrolet
Эмблема марки Citroen
Эмблема марки Daewoo
Эмблема марки Ford
Эмблема марки Honda
Эмблема марки Hyundai
Эмблема марки Infiniti
Эмблема марки Kia

Диагностика авто через адаптер

Все автолюбители имеющие современные инжекторные автомобили твёрдо знают — для качественного ремонта таких машин нужна диагностика. Да не простая, а компьютерная. Знают то все, но вот что это такое в действительности? С помощью каких инструментов делается? Как правильно проводится? Если специалист расспросит среднего автолюбителя будет очень удивлён. Или, вообще, ошарашен различными неувязками. Эта статья даст основной набор сведений о компьютерной диагностике через специальные адаптеры.

Сканер и адаптер

Эти термины, безусловно, слышал каждый владелец автомобиля, оснащённого электронной системой управления двигателем (ЭСУД). Но вот о том что это такое обычно у владельцев машин очень расплывчатое представление. Итак, для считывания данных с управляющего компьютера (ЭБУ — электронного блока управления), существует два вида приборов:

  1. Адаптеры.
  2. Сканеры.

Второй вид будет рассмотрен в отдельной статье. Здесь же — описание применения адаптеров.

Что такое адаптер для диагностики

Инжекторным автомобилем управляет электронный блок управления. Как их ещё называют специалисты, да и любители, нахватавшиеся азов — мозги. Это своеобразный компьютер небольшого размера и мощности, контролирующий показания датчиков и управляющий исполнительными механизмами. Для того чтобы наладить с ним связь. Его необходимо подключить к другому компьютеру. Или хотя бы к планшету или смартфону. Проблема в том, что эти устройства «говорят на разных языках». То есть имеют различные протоколы передачи данных. Вот тут-то и приходит на помощь адаптер.

То есть, диагностический адаптер, по своей сути, это «переводчик» с языка ЭБУ на язык устройства, на котором установлена диагностическая программа.

Как работает диагностика через адаптер


 Авто Ас-Профи

Сами данные отображаются на каком-либо внешнем устройстве. Это может быть и персональный, настольный компьютер, и ноутбук, и планшет и даже смартфон. Главное, на него должна быть установлена специальная программа для диагностики.

Внимание! Для каждого адаптера имеется своя программа! Они создаются (пишутся) именно с расчётом на данный адаптер.

Диагностические программы устанавливаются на выбранное устройство. После этого проводится сопряжение программного обеспечения с имеющимся устройством. И только после этого, автомобиль с помощью специальных кабелей и разъёмов подключается на диагностику.

Диагностические разъёмы для автомобилей

Небольшое отступление по поводу точек подключения. Каждая автомобильная фирма работает индивидуально. Это относится и к электронному оснащению выпускаемых машин. Поэтому необходимо знать, что точки подключения на различных марках автомобилей не только различаются формой, но и располагаются в разных местах. Это может быть и перчаточный ящик, и моторный отсек и подрулевое пространство. В некоторых японских автомобилях они упрятаны даже в пепельницу для задних пассажиров. Или в пространстве между передних кресел. В общем, мест очень много. Как и форм разъёмов. Хотя в последнее время абсолютное большинство производителей автомобилей пришли к стандарту OBD-2. Об этом, более подробно в статье «Сканеры».

В общем, не стоит пытаться запомнить точки и виды разъёмов диагностики для адаптеров, всех автомобилей. Мастеру гораздо проще использовать специальные компьютерные мануалы на эту тематику.


OBD-II шнур

Виды адаптеров для диагностики

Вообще. Эти устройства официально не имеют никаких подразделений на виды, но специалисты всё-таки условно делят их на различные категории. Например, по видам подключения адаптера к считывающему устройству:

  • Через СОМ-порт.
  • Через USB.
  • Через «Блютуз».

Некоторые распределяют адаптеры для диагностики на любительские и профессиональные. Но это не совсем верно. Опытный мастер-диагност проведёт качественное обследование и с телефона, через «блютуз»-соединение малофункциональным адаптером с минимальным набором функций. А неопытный, не сможет определиться имея под рукой самый мощный мотор-тестер.

Важно! Сейчас в интернете распространяется мнение, что простое приобретение адаптера для диагностики моментально решит все личные проблемы с авто, и позволит зарабатывать хорошие деньги не отходя от машины. Это заблуждение от рекламного трюка. Качественная диагностика зависит в первую очередь от опыта мастера, и только потом от оборудования.

Ещё можно разделить условно все адаптеры для диагностики ЭСУД на три категории:

  1. Профессиональные.
  2. Полупрофессиональные.
  3. Любительские.

Это разделение, наверно будет более точным. Вот к ним и будет краткое описание. Итак.

Профессиональные

Это полнофункциональные мотор-тестеры. Как правило, в комплект входит не просто адаптер, это целый агрегат. Например, российский аппарат МТ-10. Он производится Самарской фирмой «НПП НТС». Это серьёзный диагностический, многофункциональный комплекс. Его особенность, что входящий в его комплект адаптер для диагностики автомобилей с ЭСУД имеет огромный диапазон разрешённых для работы с ним моделей машин. Все Российские автомобили и абсолютное большинство зарубежных.

Небольшое, важное отступление! Дело в том, что многие зарубежные фирмы выпускающие брендовые автомобили оснащают их и ЭБУ собственной разработки. И ставят защиту.


Сканматик-2

Внимание! Защита настолько серьёзна, что применив малопрофессиональное оборудование типа простейшего любительского адаптера, можно вывести ЭБУ из строя, что приведёт к очень дорогому ремонту! Или как минимум к отправке на сервисную разблокировку.

Такие приборы, уровня мотор-тестер требуют для работы хорошо подготовленного специалиста. В функциях такой диагностической аппаратуры заложена возможность создавать и хранить базы данных клиентов с параметрами их автомобилей. Подключаются такие адаптеры в основном через COM и USB порты. В общем, серьёзная, дорогостоящая, но оправдывающая себя аппаратура. При применении на больших станциях технического обслуживания

Полупрофессиональные

Это намного более упрощённый вариант. В комплект, кроме адаптера и диска с программой, входят только несколько шнуров. Для связи с компьютером или ноутбуком, и пару видов разъёмов для автомобилей. Меньше выбор модулей ЭБУ. Уже диапазон диагностируемых параметров. Самым популярным прибором в этом классе является «Сканматик».

Но и эти «урезанные» мотор-тестеры, в руках опытного мастера служат вполне приемлемо. Например, на небольших автосервисах с маленьким штатом и в небольшом помещении они показывают себя отлично. Главное — знания мастера.

Любительские


elm327

Это самый распространённый на данный момент вид адаптеров для диагностики автомобилей. Как правило, они имеют в перечне своих возможностей только считывание кодов ошибок. И несколько цифровых параметров. Подключаются они чаще всего через «Блютуз» Хотя имеются варианты диагностики и через USB. Так удобней, потому что используют их чаще всего сами владельцы автомобилей с выводом данных на смартфон. Как правило, эти устройства ориентированы на какую-нибудь определённую марку. Хотя есть и мультимарочные.

Главное их достоинство — дешевизна. Если приличный мотор-тестер стоит от 50 тысяч рублей, а полупрофессиональный адаптер от 14 000, то любительские укладываются в сумму от 800 до 2000 рублей.

Примером любительского устройства для диагностики может служить адаптер elm327. Небольшое устройство вставляется непосредственно в разъём диагностики и передаёт данные на телефон или смартфон, или в крайнем случае на планшет владельца.

Работа с адаптером для диагностики

В первую очередь необходима установка и настройка аппаратуры. Для этого, нужно установить на компьютер, планшет или смартфон диагностическую программу. Обычно она идёт в комплекте с устройством. Это касается всех видов аппаратуры. Хотя рабочие программы можно скачать и установить из интернета.

Важно! Мотор тестеры устанавливаются только с лицензионного диска производителя, и никак иначе. Эти программы имеют ключи, продающиеся вместе со всем комплектом.

Когда программа инсталлирована на устройство подключается адаптер к разъёму диагностики автомобиля. Потом следуя индивидуальной инструкции, проводится сопряжение этих устройств при включенном зажигании авто.

Когда связь установилась, остаётся только следуя пунктам меню программы диагностики начать считывать данные из ЭБУ, идущие на компьютер (смартфон, планшет).

Ну а здесь всё зависит от объёма знаний читающего.


Полный комплект Сканматик-2

Адаптер своими руками

В интернете распространено просто неприличное количество так называемых универсальных программ диагностики авто. Некоторые из них даже предлагают собрать адаптер самостоятельно. Имеется множество сайтов, популярно объясняющих как это сделать.

Здесь же, будет объяснение почему этим заниматься не стоит.

Ещё раз, бортовые ЭБУ автомобиля — это, по сути, компьютеры. В них установлена своя «операционная система», свои «антивирусы» и системы защиты. Многие производители закладывают в свои системы такие условия, что при попытке «взлома» ЭБУ автомобиль просто перестанет заводиться. «Мозги» встанут на блокировку. Это относится ко многим последним разработкам. Так стоит ли рисковать? Как правило, эти программы обладают очень узким спектром считываемых параметров. Поэтому для мастера автосервиса морочить с ними голову не имеет смысла. Ну а для любителей самостоятельно покопаться в своём авто, рынок предлагает линейку недорогих адаптеров для диагностики авто вроде elm327 или OBD-II Scan Tool. Это намного безопаснее чем экспериментировать с сырыми программами и собранными вручную адаптерами.

В заключение полезное видео по теме адаптер для диагностики авто elm327:

Отправить комментарий
Цитируемый комментарий:
Категории
Сколько стоит ваш автомобиль?