Эмблема марки Acura
Эмблема марки Audi
Эмблема марки BMW
Эмблема марки Cadillac
Эмблема марки Chevrolet
Эмблема марки Citroen
Эмблема марки Daewoo
Эмблема марки Ford
Эмблема марки Honda
Эмблема марки Hyundai
Эмблема марки Infiniti
Эмблема марки Kia

Какой ШРУС лучший: шариковый или трипоидный

В конструкции современных переднеприводных легковушек и полноприводных кроссоверов для передачи вращательного движения от двигателя к передним колесам применяются ШРУСы (или «гранаты»). Шарниры обеспечивают стабильную скорость вращения приводных валов независимо от угла поворота колес и перемещений подвески. Такой тип привода состоит из двух шарниров, внутреннего и внешнего, которые закреплены на полуоси. Внутренний ШРУС вставляется в коробку переключения передач, а наружный закреплен в колесной ступице.

Конструкция внутреннего и внешнего ШРУСов различна: Внутренняя граната компенсирует вибрации двигателя и КПП, а также продольные перемещения полуоси при поворотах, но обладает небольшим углом изгиба. Устройство внешнего шарнира не допускает осевых перемещений рабочих частей, но обеспечивает непрерывную передачу момента вращения при изменении взаимного расположения валов в широких пределах (от 40 до 70 градусов).

Существует две основных модификации этого узла ходовой части автомобиля: шестишариковый ШРУС Рцеппа и трипоидный шарнир равных угловых скоростей. Чтобы определить, какой ШРУС лучше, трипоидный или шариковый, нужно ознакомиться с их рабочими свойствами.

ШРУС с шариковыми подшипниками

В общем виде деталь представляет собой корпус с ведомым валом (цапфой), в который вставлена обойма (кулак). На внутренней поверхности корпуса и внешней стороне обоймы нанесены направляющие канавки, по которым двигаются шесть шариков, удерживаемые сепаратором. В центральное отверстие кулака вставляется шлицевая часть приводного вала. Для обеспечения устойчивой работы установленный шарнир заполняется смазочным материалом и герметично закрывается резиновым или силиконовым пыльником. Для шариковых ШРУСов применяются густые смазки с дисульфидом молибдена.

Преимущества шарикового шарнира

Конструкция с шестью шариками при компактных внешних размерах обладает высокой надежностью и износоустойчивостью. Нагрузка распределяется на большую контактную площадь, поэтому ШРУС может передавать крутящий момент высокой интенсивности без негативных последствий для детали.

Также шариковый шарнир обладает большим углом поворота сепаратора, минимальным люфтам между элементами и соответственно низкими вибрационными нагрузками при начале движения машины. Принцип работы ШРУСов при движении автомобиля смоделирован в следующем видеоролике:

Характеристики внутреннего шарикового ШРУСа с прямыми делительными канавками:

  • Возможный угол изгиба до 22 градусов,
  • Максимальное осевое перемещение до 50 мм.

Показатели внешнего шарнира «Рцеппа» с радиусными направляющими канавками:

  • Возможный угол изгиба до 54 градусов,
  • Осевое перемещение не допускается конструкцией.

Трипоидный ШРУС с игольчатыми подшипниками

В качестве внутреннего шарнира на современных автомобилях часто используется граната трипоидной конструкции:

В корпусе такого шарнира располагается трехлучевая вилка, напрессованная на шлицы ведомого вала. На оконечностях вилки крепятся три рабочих ролика, которые могут перемещаться по направляющим канавкам корпуса при повороте или осевом смещении узла.

Для защиты трипоидных шарниров от износа и задиров металла применяются специальные синтетические составы без твердых добавок.

Особенности трипоидного шарнира

За счет применения игольчатых подшипников обеспечивается большая стойкость трипоидов к износу, а также снижаются потери на трение элементов в узле.

Характеристики трипоидных ШРУСов:

  • Возможный угол изгиба до 18 градусов,
  • Максимальное осевое перемещение до 55 мм,
  • Компенсация вибраций двигателя и КПП более 60%.

Также трипоид не может одномоментно выйти из строя, обездвижив автомобиль, что немаловажно для любителей езды по бездорожью. Несмотря на резкий хруст и возникшие вибрации аварийный трипоидный ШРУС позволит своим ходом добраться до места ремонта.

Выбор ШРУСа по производителю

Шарниры равных угловых скоростей – востребованная среди автомобилистов деталь, поэтому перечень производителей подобных запчастей достаточно широк. Другой вопрос в том, какие эксплуатационные свойства гарантирует тот или иной бренд.

Большинство владельцев «Нивы» в качестве бюджетного, но надежного варианта советуют ставить заводские ВАЗовские шарниры в сборе с валами. В этом случае следует быть крайне внимательным при покупке, потому что количество контрафакта в данной ценовой категории просто зашкаливает.

Среди альтернативных вариантов лучшими считаются ШРУСы от фирм Lobro, GKN, PILENGA, однако есть и такие автолюбители, которых качество данной продукции разочаровало.

Еще одним фактором, негативно влияющим на срок службы гранат, является увлечение автовладельцев лифтингом своей «Нивы». В результате увеличения дорожного просвета углы изгиба ШРУСов приближаются к максимально допустимым. При последующей поездке по серьезному бездорожью может возникнуть ситуация, которая приведет к сверхнормативному перекосу полуосей и поломке шарнира.

Совет! Владельцам внедорожников следует более часто проводить профилактический осмотр и необходимую замену пыльников ШРУСов для предупреждения выхода шарнира из строя.
Комментарии
Трипоид МОЖЕТ одномоментно выйти из строя! Он трескается в месте расположения шлицев, было такое на переднем приводе - авто только на буксире при такой поломке, жаль фото нельзя выложить, оставил треснутый трипоид для наглядности
Вася 2 октября 2020 г.
Да, полностью согласен, было такое
Evgen 21 ноября 2020 г.
Весной 2020 лифтанул подвеску на калине на 2см (после лесовозов либо нива, либо так...). Внутренний шрус затараторил: при лифте положение полуосей изменилось и шары стали перескакивать из выработки в неизношенную часть и обратно. Звук негромкий, но пробег 100т, дай - поменяю, оба. Заглянул в знакомый магаз, прикупил. Оказался трипоид (распаковывал 4 бренда - все трипоиды). В Инете написано, что всё ОК, только угол работы 18, а не 22 гр. Поменял и Y@*... удивился. Сильная вибрация! особенно при разгоне первая-вторая, аж всю машину трясёт, но в руль не бьёт. Снова на подъёмник, крутим-вертим и вот что: при увеличении угла трипоидная "крестовина" с валом не крутится вокруг одной оси, а начинает описывать эллипс! Без люфта. Правая полуость длинная, под небольшим углом, вращается ровно. Левая короткая, выходит из коробки под большим углом, и тут трипоиданя крестовина(Y) ходит уже со смещением (Y вверх, -< влево, λ вниз, >- вправо). Поднимаю ость горизонтально - не бьёт, опускаю - конец начинает вилять по кругу. И чем больше угол, тем сильнее. На подъёмнике колёса висят свободно -> биения в полсантиметра! Снова в магаз, роемся в коробках разных фирм. 7 из десяти - трипоиды! И только 3 - шариковые: галимый Китай, ВАЗ и... Венесуэлла? (может ошибаюсь, но удивление было именно такое;) Подороже, но беру третий, ставлю на авто и всё крутится как ось турбины самолёта. Шумов/вибрации нет (и справа тоже). Короче, вывод: если у Вас на стоЯщем авто полуоси почти горизонтально (сток. или заниженная, или иномарка) - ставим этот трицикл и не паримся. Если под большим углом (особенно левая) - ТОЛЬКО ШАРИКОВЫЙ.
Алексей7 22 декабря 2020 г.
Дружище!!! Спасибо за инфу! Тоже обнаружилась проблема с левым внутреннем, причём сразу как только заменил пружины передка, потому как одна пружина старая лопнула. Новые чуть выше оказались и теперь одна граната, как раз левая бухтит на наборе скорости и неровностях дороги.
Сергей 28 июля 2023 г.
Все таки что лучше? Шариковый или трипоидный. У меня вибрация от 70 до 120 км.ч.
Илфат. 1 декабря 2021 г.
Отправить комментарий
Цитируемый комментарий:
Категории
Сколько стоит ваш автомобиль?