Эмблема марки Acura
Эмблема марки Audi
Эмблема марки BMW
Эмблема марки Cadillac
Эмблема марки Chevrolet
Эмблема марки Citroen
Эмблема марки Daewoo
Эмблема марки Ford
Эмблема марки Honda
Эмблема марки Hyundai
Эмблема марки Infiniti
Эмблема марки Kia

Типы раздаточных коробок, неисправности

Зачастую, пересев на полноприводной автомобиль, или просто при желании ознакомиться с работой транспортных средств такого типа у неосведомлённого человека возникает много вопросов. Нередко они связаны с какими-либо узлами машины.

Сегодня хотелось бы пояснить интересующемуся читателю один из нюансов системы полного привода. Точнее, ниже вы найдёте ответы на такие вопросы, как: что такое раздаточная коробка, как она работает, на какие типы подразделяется, имеет ли стандартные неисправности, а также мы коснёмся многих других аспектов этой темы.

Общая информация

Ни для кого не секрет, что любой механизм, тем более автомобиль, должен иметь чётко отлаженную систему работы, иначе его эксплуатация будет невозможной или просто нерациональной. Для этого и были придуманы добавочные к двигателю узлы, которые в совокупности существенно дополняют его и организуют собственно процесс работы машины. Одним из важнейших среди таких добавочных механизмов является коробка передач. От её типа и принципа работы зависит огромное количество различных параметров автомобиля: разгон, плавный ход, комфортабельность езды и прочее. Но, естественно, развиваются не только коробки передач, но и трансмиссии. Именно поэтому к каждому виду последних, необходим свой вид коробки передач или её модификация.

Говоря о транспортном средстве с полным приводом, не упомянуть раздаточную коробку (передач) – невозможно. Самый приемлемый, эффективный и распространённый вариант для таких автомобилей именно она. В среде автолюбителей её называют по-разному: раздатка, РК, разкор и тому подобное, но суть работы данного механизма от этого не меняется. Она отвечает за выполнение двух основных функций:

  • распределение правильного крутящего момента между двумя осями;
  • адаптация системы полного привода для езды по бездорожью.

Благодаря функциональности раздаточная коробка получила также применение в различных типах специализированных механизмов, отличающихся более сложной структурой, чем обычное авто. Но там она играет менее значимую роль, дополняя совокупность элементов определённого узла.

Прочитав информацию выше, у вас резонно возникнет вопрос: а где, собственно, стандартная коробка передач? Она никуда не исчезает, в большинстве механизмов современных автомобилей раздаточная коробка является неким дополнением к основной, но не менее важным элементом такой системы. Только вместе они могут выдать то, ради чего и стоило вводить новые узлы в систему полного привода, то есть для рационализации и улучшения применения последней.

Важно! Стоит понимать, что раздаточная коробка – не замена традиционной коробки, а её дополнение. Она создана для улучшения и увеличения продуктивности работы полного привода.

Устройство и принцип работы

В различных машинах её исполнения может существенно различаться, например, где-то она идёт отдельным механизмом, а где-то интегрирована в коробку передач, стандартную для нашего восприятия, но принцип работы и устройство данного агрегата в общих чертах одинаково. Само устройство раздаточной коробки состоит, в большинстве случаев, из следующих основных элементов:

  • ведущий вал;
  • валы привода осей (передней и задней);
  • цепная или зубчатая передача;
  • понижающие ряды или передачи;
  • межосевой дифференциал или специальная муфта;
  • блокировочный механизм дифференциала (наверное, это то, что может встретиться в разных комплектациях автомобилей).

Раздаточная коробка имеет определённый принцип работы, что немудрено, ведь её роль достаточно велика. Главное, что она должна делать, так это обеспечивать постоянную связь ведущего вала и вала привода какой-либо оси (выбирается производителем, зачастую – задней).

Мощность, поступающая от двигателя, на вал привода оси коробки передаётся при помощи цепной или зубчатой передачи на одну из осей или на две сразу, но с разной мощностью. Понижающий механизм и межосевой дифференциал играют роль распределителей передаваемой мощности, хотя они могут и отсутствовать, но сейчас это уже редкость. В результате получается, что мощность распределяется по осям в разной пропорции, в зависимости от заданных показателей производителя, или же передаётся только на один мост, а при необходимости подключается и второй.

Отдельно стоит отметить именно межосевой дифференциал, так как название на слуху, а его значение знают единицы. Говоря простым языком, межосевой дифференциал – это механизм-распределитель той самой мощности между осями, а его блокировка выполняет функцию распределения крутящего момента на один мост отдельно, который загружен меньше другого. Все эти системы зачастую электронные, если же раздаточной коробки нет, то такие распределения и блокировки выполняются вручную.

Важно! В двух словах, раздаточная коробка – это распределитель мощности между осями (мостами) в определённой пропорции для достижения определённых целей, например: придания авто большей проходимости на бездорожье или с желанием дать машине характер заднеприводного транспортного средства, отправив больший крутящий момент на задний мост.

Типы, виды неисправностей и режимы работы

Нелишним будет узнать типы, неисправности и режимы работы раздаточных коробок. Рассмотрев их, вы окончательно поймёте: суть и принцип работы данного механизма.

Типы раздаточных коробок:

  • Коробка с соосными валиками. Имеет единственную передачу для обеих мостов, что очень удобно и для эксплуатации, и для ремонта, и для производства. Поэтому данный тип очень распространён, в силу своей простоты.
  • «Раздатка» с несоосными валиками. Противоположность предыдущей раздаточной коробки. Данный тип достаточно компактен, бесшумен и имеет высокое КПД за счёт наличия нескольких передач. Никаких недостатков не имеет.
  • Раздаточная коробка с дифференциальным приводом. Как было описано выше, это такие механизмы, которые имеют блокируемый межосевой дифференциал и набор понижающих передач. Такой тип достаточно функционален и недаром один из самых популярных на рынке.
  • Тип агрегата с блокировкой одной из осей. Что это значит? Это значит то, что работает в постоянном режиме только одни мост (в основном – задний), другой же включается только в труднопроходимых местах.

Конечно, разделять раздаточные коробки можно, рассматривая их с разных углов, но наш ресурс представил вам главные типы, которые куда более значимые, чем другие.

Режимы работы раздаточных коробок:

  • одна из осей (чаще передняя) подключается только в условиях абсолютного бездорожья для улучшения проходимости;
  • обе оси постоянно в работе, но распределение крутящего момента идёт на них с разной величиной, применимо на типе раздаточных коробок с межосевым дифференциалом;
  • обе оси работают постоянно и получают одинаковое количество мощности;
  • оси работают с учётом вышеупомянутой межосевой блокировки (необязателен дифференциал);
  • обе оси работают с наличием полностью автоматического межосевого блокиратора, применимо на новых типах раздаточных коробок.
Важно! Представленные выше режимы работы основные, всё остальное их модернизированные модификации для различных типов раздаточных коробок.

Основные неисправности раздаточной коробки вне зависимости от типа:

  • повышение шума в «раздатке»: износились зубья шестерёнок, разболтались крепления крышки подшипников, износились сами подшипники – ремонт: замена или разборка/сборка профессионалом;
  • тяжёлое переключение передач: загрязнение или технические дефекты в раздаточной коробке, износ зубьев ведущей шестерни – ремонт: чистка, разборка/сборка или замена износившихся деталей;
  • «вылетает» передача при езде: износились зубья шестерней – ремонт: замена или разборка/сборка;
  • течь масла из коробки: испортились прокладки, трещины в корпусах узлов «раздатки», прохудились сальники – ремонт: замена деталей;
  • невозможность работы в принципе – в основном тому виной разрушение подшипников, но могут быть и другие проблемы (нечасто) –  ремонт только у мастера.
Важно! Проблемы с раздаточной коробкой могут возникнуть у каждого владельца полноприводного авто, поэтому ремонт должен быть незамедлителен, даже с появлением первых признаков неправильной работы. Самому лучше ничего не предпринимать, а довериться профессионалам, ведь раздаточная коробка вне зависимости от типа – это очень сложный механизм, требуемый при ремонте много навыков и знаний.

Вот и всё, теперь вы ознакомлены со всеми нюансами такой детали полноприводного автомобиля, как раздаточная коробка. Надеемся, представленный выше материал был для вас полезен. Удачи на дорогах!

Отправить комментарий
Цитируемый комментарий:
Категории
Сколько стоит ваш автомобиль?