Эмблема марки Acura
Эмблема марки Audi
Эмблема марки BMW
Эмблема марки Cadillac
Эмблема марки Chevrolet
Эмблема марки Citroen
Эмблема марки Daewoo
Эмблема марки Ford
Эмблема марки Honda
Эмблема марки Hyundai
Эмблема марки Infiniti
Эмблема марки Kia

Ширина колеи автомобиля: определяем правильно

Как бы не старались конструкторы легкового автотранспорта, но создать подвеску автомобиля, которая позволила бы двигаться по прямой легковому автомобилю даже в колее, практически невозможно. На колеса, особенно передние, всегда воздействуют возмущения, связанные с раскачиванием автомобиля, неровностями на дороге, неодинаковым сопротивлением качению.

авто

Поэтому передняя подвеска выполнена с небольшим наклоном стоек, что заставляет колеса под воздействием веса машины самоустанавливаться в прямолинейном положении.

Колея автомобиля, характеристики и особенности

Но это в стандартных условиях с горизонтальным расположением пятна контакта колес с дорогой. Другое дело – вождение автомобиля в колее, опасность такого движения можно сравнить с неуправляемым скольжением на льду или аквапланированием. Колея автомобиля – это расстояние между серединами отпечатков колес. Понятно, что размер между колес у нескольких авто одной модели, обутых в разнокалиберную резину, будет отличаться на десяток другой миллиметров. Но этого уже достаточно, чтобы неровная поверхность била дороги и резала боковины колес.

Почему колея в легковом автомобиле разная? Если взглянуть на рисунок, становится понятной суть проблем «колейного» движения:

  • разные авто имеют разный угол развал-схождения, как правило, все обуты в резину разных моделей, размеров и ширины протектора;
  • состояние подвески и амортизаторов тоже может сказываться на движении в колее, даже в пределах одного автомобиля расстояние между пятнами контакта переднего и заднего моста может быть разным;
  • реакция каждого колеса на боковое возмущение от дороги может быть совершенно индивидуальна в силу нагруженности и степени убитости пружин, подшипника и амортизатора.

Основной опасностью при движении в колее является резкое усиление рысканья по курсу, вплоть до полной потери управления авто. Если на ровной дороге движение относительно прямолинейное, и слабое отклонение обуславливалось раскачиванием кузова авто или реакцией выбоины, или неровности, то скоростное движение в колейной ловушке грозит автомобилю серьезной опасностью, вплоть до резкого опрокидывания.

Важно! На курсовое рысканье авто влияют пропорции соотношения колейной ширины и расстояния между мостами, особенно для заднеприводных авто.

Сравните движение Нивы и Волги даже на ровной дороге. Чем ближе величина соотношения к единице, тем выше опасность резкого продольного рывка, тем хуже авто «держит» дорогу, и выше опасность заноса или опрокидывания. Подумайте, прежде чем решиться на расширение колеи авто проставками.

авто

Опасность движения в колее летом и зимой

Широко распространено впечатление, что движение в колее опасно только зимой. На льду или в снегу сцепление колес снижается настолько, что выехать из ловушки становится невозможным. Единственный способ – если резко с подгазовкой вывернуть руль влево.

В результате маневра автомобиль может:

  • вылететь на встречную полосу и тем самым создать угрозу лобового столкновения с встречным транспортом;
  • покинуть свои колейные дорожки и, развернувшись поперек дороги, остановиться, тем самым создать двойную опасность столкновения, как со встречным, так и сзади идущим транспортом;
  • сломать от удара в боковую стенку колеи шаровую опору левого или правого передних колес автомобиля.
Совет! Единственный вариант безопасного преодоления колейной стенки – шипованная зимняя резина или цепи, полный привод и автомобиль с высоким клиренсом.

Летние проблемы с колеей

Справедливости ради надо отметить, что опасность летней колеи не меньше зимней, просто движение автомобиля по колее кажется более прогнозируемым. Коварство и опасность движения в колейных нишах летом вызваны очень сложным и «виляющим» профилем.

колея

В 99 случаях из 100 летняя колея продавливается тяжелыми тягачами с прицепами, у которых расстояние между колесами больше чем на полметра превышает аналогичную величину остальных машин на дороге. Остальные участники движения разбивают мягкий асфальт в цепь горбов и ям, способных разбить подвеску, поддон и картер автомобиля.

Подобный рельеф колеи крайне опасен для передних подшипников ступиц колес автомобиля. В таких условиях колесо практически работает на излом или изгиб. Основная нагрузка приходится не в радиальном направлении обоймы, а передается более слабому сепаратору, поэтому состояние подшипника, как и всей подвески, необходимо проверить даже после 100-150км пробега по таким дорогам.

принцип нагрузки

Еще одной особенностью летней колейной ловушки является необъяснимый факт – каждые 600-700 метров дороги отмечены практически невидимыми в движении, но очень глубокими и опасными ямами. Если в зимнее время тело ямы забито и утрамбовано льдом, то в летнюю пору все намного хуже. Рассечь покрышку или разбить диск можно, даже будучи психологически готовым к подобной опасности. В этом можно убедиться, если взглянуть на обочину, там наверняка валяется несколько убитых колес автомобиля.

В дождливую пору дно колеи всегда скрыто большим количеством воды. Это особенно неприятно в период ранних заморозков, когда нормальное сцепление с асфальтом неожиданно сменяется ледяной дорожкой. Колея вроде бы должна уберечь от опасности заноса, но в реальности ситуация только ухудшается.

Как вырулить из колеи без опасности для себя и окружающих

Чтобы правильно выехать из колеи, необходимо найти наиболее безопасный и открытый для просмотра участок дороги. Если ситуация требует безотлагательных мер, снижайте скорость до 5-10км/ч, не более.

Далее следует подобрать ближайший участок с наиболее широкой частью колеи. Вывернув руль в сторону, противоположную от предполагаемого места выезда, затем аккуратно выворачиваем руль обратно так, чтобы постараться наехать на стенку колеи под максимально большим углом.

Заключение, совет

Движение в колее отнюдь не редкость, и единственным действенным средством от опасностей является перемещение на небольшой скорости. Попытки двигаться, съехав левой или правой парой колес в колею, остальными цеплять обочину, приводят еще к более непредсказуемым результатам.

Примеры как правильно ехать по колее, можно посмотреть на видео:

Отправить комментарий
Цитируемый комментарий:
Категории
Сколько стоит ваш автомобиль?